Про похищение Романа Протасевича и Софьи Сапеги. Не хочу про это писать, но в шквале комментариев аналитики и эксперты не видят главное.
Белоруссия совершила casus belli в отношении стран Евросоюза и НАТО. Режиму Александра Лукашенко Запад вроде как пока простил очень многое, включая жесточайшее подавление внутрибелорусского протеста. Запад осудил, но по сути закрыл глаза на факт государственного переворота, когда фактически избранного президента Белоруссии Тихановскую удалили из страны и, по многочисленным свидетельствам, сфальсифицировали результаты выборов. Жизнь потихоньку возвращалась в привычное русло, но нашему другу Александру Григорьевичу захотелось новых приключений.
Посадить борт ирландской авиакомпании в Минске для захвата одного из координаторов общебелорусских протестов - ход крутой. Но это игра ва-банк. Европа либо проглотит и накажет для вида, либо выпорет жестоко и от души. Четыре страны прямо пострадали в результате авантюры с посадкой ирландского "Боинга": Греция и Литва (борт следовал из Афин в Вильнюс), Польша (где жил оппозиционер) и Ирландия. Также в замес попал борт немецкой «Люфтганзы». А еще где-то потерялись граждане России, одна гражданка, по данным ее семьи, арестована. Для забалтывания темы белорусские власти приплели к этой истории Палестину и Израиль. Гремучий коктейль.
Скажу свое мнение. Протасевич и его коллеги – отличные журналисты, собравшие 2 млн подписчиков в Телеграме (их читают вся Белоруссия и многие русскоязычные), но хреновые координаторы протеста. Не бойцы, а созерцатели, смакователи, массовики-затейники. Для «батьки Луки» такой противник как Протасевич – это подарок судьбы. Вместо того, чтобы звать толпы рассерженных горожан на штурм Бастилии, НЕХТА просила их водить хороводы и махать флажками, гневно осуждая растущую жестокость режима. Такой вот законопослушный протест имени Протасевича и прочей белорусской телеги. В Киргизии при похожих обстоятельствах люди телеграм не читали, поэтому политзэк Жапаров стал президентом. А в Белоруссии читали и слепо доверяли координаторам из Польши, поэтому Лукашенко до сих пор у руля.
Собственно говоря, у многих жителей Белоруссии наступило разочарование. Число подписчиков и читателей Нехты оставалось огромным (Незыгарь завидует и нервно курит в сторонке), но решительно пошло на убыль. Я, конечно, не думаю, что задержание Протасевича – это специальная акция спецслужб, чтобы поднять рейтинг незадачливой Нехты. Нет, это четкая месть Протасевичу от крайне обидчивого Лукашенко. Это расчетливый удар, чтобы белорусский протест размазать мозгами по земле, чтобы лишить протест всякой надежды и смысла. А в идеале, так вообще – установить админский контроль над враждебным ТГ-каналом. Арестовывая Протасевича, Лукашенко хотел показать всем несогласным, что заграница им не поможет.
Собственно, если Европа решит применить вооруженную силу против Белоруссии (а такой сценарий тоже надо рассматривать), России придется расчехлять ОДКБ и защищать союзника. Не расчехлять, как это недавно случилось при конфликте в Нагорном Карабахе, не получится. Потому что если Азербайджан формально не трогал Армению, то здесь удар, возможно, будет направлен непосредственно по территории Белоруссии. Нейтральными россиянам в случае нападения НАТО на Белоруссию быть не получится, но мы, россияне, сейчас не в том состоянии, чтобы получать глобальную войну из-за глупости соседей.
А зачем нам эта грядущая война? Может, лучше было позволить белорусам поменять батьку на Светку, которая изо всех сил старалась выглядеть пророссийской и понравиться Кремлю? А ведь нынешние события для Евросоюза превращают Тихановскую в легитимную главу Республики Белоруссия. Белорусских дипломатов начинают высылать, разговаривать не с кем, а с Тихановской уже не просто говорят, но и решают вопросы.
Белоруссия находится рядом с границами стран Евросоюза. Подлетное время для высокоточных ракет минимальное. Не буду рассказывать, что республиканские администрации США сделали с Ираком и Афганистаном. Но мы все знаем, что случилось при демократе Билле Клинтоне в Югославии. Югославская армия была существенно мощнее и самодостаточнее белорусской. Югославию раскатывали два с половиной месяца, в первые секунды высокоточным натовским оружием были уничтожены все командные пункты и ключевые вооружения, включая всю авиацию. Любую замаскированную точку ПВО накрывали сразу, как только она себя проявляла. Радары уничтожались. Тяжелое вооружение уничтожалось. Глубокие бункеры, ведомственные здания, мосты, предприятия, дворцы элиты – все перемалывалось в щебень. Жертв было немного, а вот инфраструктурные потери оказались гигантскими. Сухопутной операции не было, но из Косово сербские военные ушли сами. Позор советской военной школы был колоссальный, а противопоставить натовской агрессии мы смогли только легендарный разворот Евгения Примакова над Атлантикой, да блистательный рейд группы Евкурова-Заварзина на аэропорт «Слатина» в Приштине. Впрочем, запад понимал, что злить Россию нельзя, страна была на грани нервного срыва, даже пророссийский Ельцин оказался в шаге от большой бессмысленной войны.
Также все мы видели красивый фильм, как США поступают с врагами государства. Напомню, действующий президент США Байден, еще будучи вице-президентом, вместе с Бараком Обамой и Хиллари Клинтон находился в одной комнате командного центра, когда шла ликвидация главаря Аль-Каеды Осамы бен Ладена. Может быть, если б толпа чиновников не стояла бы у американских силовиков над душой, операция прошла бы гладко и по плану. Но нервное напряжение было таким, что американцы потеряли секретный вертолет и операция вышла наружу. Впрочем, бен Ладена это не спасло.
Ждет ли Лукашенко вот такой же сценарий, как случился с бен Ладеном или с вымышленным генералом Иваном Радеком из фильма «Самолет президента»? В любом случае, у Лукашенко куда больше решимости за себя постоять, чем у Милошевича. Плюс сильный большой брат не где-то далеко, а под боком. Никто в открытую не решается проводить хирургические операции в подбрюшье геополитического сверхгиганта. Но у США был опыт Афганистана, и умение находить слабые места. Сейчас произошло главное – над всей Белоруссией чистое небо, гражданские самолеты большинства государств не летают над воздушным пространством Белоруссии. Понятно, что слишком долго продолжаться подобная ситуация не может, но она создает идеальные условия для военного маневра вероятного противника.
Судьба лидеров государств, которые переходили невидимую черту, в финале порой весьма незавидная. Панамский Норьега схвачен и посажен, так и умер, скитаясь по тюрьмам, в глубокой старости. Милошевич схвачен и умер в заключении, не дожив до приговора. Саддам схвачен, осужден местными клерками и повешен. Каддафи захвачен и зверски убит. Бен Ладен пал и выброшен в океан. Здоровяк Уго Чавес умер от странной болезни. Зачем американцам все это было нужно, вопрос глубоко спорный, но почерк получается весьма характерный. Лукашенко удается умело баллансировать в режиме ни нашим – ни вашим, но все вышеуказанные лидеры пытались играть в независимых политиков. Выдержать эту игру пока смог только Фидель Кастро, который ушел в историю непобежденным, но в том числе благодаря неформальным гарантиям, данным Кеннеди, в дни Карибского кризиса. Остальные сломались. Мифического Радека даже попытались отбить, но времени ему хватило лишь надеть военную форму с советскими наградами.
Американская армия – опытный и натренированный враг. К тому же акция возмездия в отношении Белоруссии может быть короткой, жесткой и неожиданной. В отличие от домоседа Трампа Джо Байден – влиятельный международник, заставший Вьетнам, Афганистан, Ирак, Гренаду, Югославию и Иранский кризис. В американском обществе сильный запрос на внутреннюю политику, на прекращение зарубежных войн. Но в случае с Белоруссией затронуты европейские союзники США. Поэтому можно ждать всякого. В том числе «маленькой и победоносной», благо поставщики нового оружия крайне влиятельны и убедительны.
И советские элиты мало представляют себе психологию современных европейцев-политэкспертов, для которых Мюнхенский сговор не просто позорная страница истории, а каждодневное напоминание, что случается, если потакать диктаторам. Там простили, тут простили, и вот вам кошмар. Тема Мюнхена регулярно вылазит в политическом дискурсе последних десятилетий, и этот штамп для диктатора становится жестоким клеймом, влекущим солидарные действия "прогрессивного" человечества. С этим огнем нельзя шутить, спрос очень строгий.
В случае с посадкой авиалайнера в Минске ситуация в восприятии европейцев простая и понятная: борт европейской авиакомпании летел из одной страны Евросоюза (и НАТО) в другую страну Евросоюза (и НАТО). Посадив подлым обманом и при участии военного истребителя борт страны Евросоюза в аэропорту Минска и выкрав человека, которому в стране ЕС (и НАТО) дано политическое убежище и имеется вид на жительство, подвергнув граждан ЕС (и стран НАТО) унизительной процедуре досмотра, Белоруссия и узурпировавший, по мнению оппозиции, власть в республике Лукашенко совершили акт агрессии в отношении всех государств ЕС. Чуть облегчает ситуацию, что Ирландия, чью авиакомпанию принудили к посадке, не член НАТО, но кого это будет волновать?
Несмотря на то, что Лукашенко давно является опасной обузой, России невыгодно его менять. Всегда можно показать на «батьку Луку» пальцем и сказать: мы не жесткие, мы добрые и живем в относительно правовом государстве. А вот он – крайне жесткий, хотя право имеет, мы не вправе вмешиваться в его дела». Ближайшие дни покажут, как будет развиваться конфликт. Пока информации критически мало, но именно сейчас принимаются стратегические решения по реагированию на ситуацию, которые могут сделать военную операцию стран НАТО против Белоруссии неизбежной. Она может случиться не сразу, а через месяц или полтора. Или не случится вовсе.
Задержание белорусской стороной Протасевича – это огромная глупость сама по себе. Которая мало что меняет. Россия, российские компании и граждане оказываются в этой ситуации крайними из-за действий режима Лукашенко.
Ситуация в очередной раз показывает, что мирный трансфер власти в Белоруссии был в наших интересах. А теперь у Запада есть определенные основания вырвать Белоруссию из орбиты российского влияния силовым путем. А что мы можем тут противопоставить?
Руководство России и МИД России выбрали верную позицию – не суетится. Но высказать озабоченность ситуацией. У России много различных рычагов влияния, чтобы не допустить эскалации конфликта. Благо зависимость ЕС от поставок газа и других ресурсов из России через Белоруссию огромная. Но уже не столь критичная для ЕС, чтобы не попытаться диверсифицировать потоки. Получается, как всегда, чудит Лукашенко, а страдают российские гиганты, в этот раз «Газпром».
На мой взгляд, Белоруссия сейчас следует выпустить из тюрем и выслать из страны всех политических заключенных. Пока это единственный козырь, который есть у Лукашенко. Но он им не воспользуется, потому что люди начнут говорить правду о пытках и избиениях. К тому же, вероятно, выяснится, что не все, кого ждут, выжили или здоровы. Да и живучесть режима будет сразу поставлена под угрозу.
Как бы то ни было, сейчас мир снова находится в опасности. Пожалуй, впервые со времен Карибского кризиса в столь явной и острой опасности, когда сцепиться могут сверхдержавы, причем все решится в доли секунд. Усугубляет положение то, что нынешние элиты выросли в мирное время, они не помнят ужасы глобальных войн. Конфликт может получиться самотеком, как в июле и в августе 1914, когда некому оказалось нажать стоп-кран.
Моя бабушка рассказывала, что в июне 1941 года над Доном стояли красивые кровавые закаты. Старые казаки смотрели на них, вспоминали и шептались: «верная примета, быть кровавой войне». Первая мировая война началась по глупому стечению обстоятельств, из-за убийства в Сараево австрийского принца Франца-Фердинанда. Потомки, читая учебники истории, про себя думали: «ну и кто же такой Франц-Фердинанд, чтобы из-за него начинать такую безумную бойню?» Сегодня мы можем получить войну из-за … Протасевича. Все-таки мельчает народишко, ох как мельчает. А вот войны становятся все более жестокими и трагичными. Грань между миром и войной всегда очень хрупка, мир крайне важно беречь.
Читайте также мою статью: "Политический кризис в Белоруссии и смертная казнь"