Здравствуйте!
Прошло более полугода с тех пор, как “вторая карабахская война”, как ее теперь называют, резко закончилась, и когда Армения была почти побеждена. Поспешно подписанное 9 ноября перемирие – после взятия Азербайджаном исторически значимого города-крепости Шуши/Шуша в преимущественно армяно-населённом анклаве Нагорного Карабаха-возможно, и положило конец активным боевым действиям, но оставило без ответа многие вопросы.
Впервые с самых первых дней конфликта российские войска были введены в те части региона, которые все еще находились под контролем этнических армян, чтобы охранять мир между двумя сторонами. Согласно условиям соглашения, армянские войска также были выведены с территорий, прилегающих к частям спорного региона.
В результате линия фронта между двумя противниками сместилась вплоть до старой, советской границы между двумя государствами, и обе стороны впервые за более чем два десятилетия столкнулись друг с другом через восточную границу самой южной области Армении Сюник.
Этот пограничный вопрос стал особенно острым в последние недели. Несколько сообщений о вторжениях азербайджанских войск на международно признанную армянскую территорию усилили неуверенность армянского общества сразу после войны 2020 года. Еще во время войны опасения вторжения Азербайджана на армянскую территорию побудили правительство Никола Пашиняна просить о размещении в области нескольких сотен российских военнослужащих.
Эти опасения теперь усугубляются неоднократными упоминаниями Южной Армении как “исторической территории Азербайджана” на самых высоких уровнях азербайджанского правительства. Мысль о том, что посягательства в Сюнике каким-то образом связаны с этими высказываниями, и громкое настаивание Азербайджана на полноценном “транспортном коридоре” через область еще больше усилили напряжённость.
В преддверии выборов в Армении эти опасения достигли апогея. После отставки Пашиняна 25 апреля националистическая оппозиция Армении заинтересована в максимально негативном восприятии его правительства - как некомпетентного и слабого. Оппозиционные социальные сети усиливают этот тезис, публикуя просочившиеся документы и плавающие утверждения о тайных территориальных уступках Азербайджану.
Не помогает и то, что большинство армянских избирателей уже потеряли веру в любые заверения правительства, благодаря тому, что во время войны считалось катастрофической и лживой коммуникационной стратегией. В преддверии выборов 20 июня будет трудно убедить армянский народ согласиться с любыми попытками согласовать постоянные механизмы, направленные на урегулирование пограничного конфликта. Об этом недвусмысленно говорилось в недавнем заявлении коалиции организаций гражданского общества, не связанных с националистической оппозицией.
Во многом последние события на границе могут быть связаны с максимизацией Азербайджаном своих позиций в рамках подготовки к предстоящим переговорам по окончательному урегулированию конфликта. Азербайджан может эффективно захватывать разменные козыри с помощью “тактики салями”, пока баланс сил все еще в значительной степени в его пользу, а не пытаться получить контроль над Сюником или форсировать открытие транспортного коридора, как опасаются некоторые в Армении.
Азербайджан хочет, чтобы Армения столкнулась с ним за столом переговоров как можно более ослабленной и незащищённой, столкнувшись с рядом достижений, изменение которых потребует соответственно высокой цены. Недавние заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева ясно дали понять, что любое мирное соглашение будет зависеть от признания Арменией Нагорного Карабаха в качестве неотъемлемой части Азербайджана. Ответ Армении на то, что всеобъемлющее соглашение в первую очередь будет включать определение политического статуса анклава, оставляет обе стороны как никогда далеко друг от друга, даже до начала переговоров.
Недавний эпизод также подчеркнул зависимость Армении от альянсов, которые в лучшем случае можно было бы охарактеризовать как “непостоянные”. В течение более чем двух десятилетий армянские правительства были слишком счастливы, чтобы эффективно передать большую часть национальной безопасности страны Москве. В меньшей степени Армения также опиралась на Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) постсоветских государств во имя сохранения все более несостоятельного статус-кво.
Но ОДКБ никак не проявила себя, о такой реакции многие подозревали, как во время войны, так и во время недавних пограничных эпизодах. Официальные обращения Армении со ссылкой на ряд положений ОДКБ вызвали едва слышное хныканье со стороны того, что, по сути, является спонсируемым Москвой фасадом альянса. Высокопоставленный российский дипломат подчеркнул, что его двери были открыты и для Азербайджана.
И хотя Россия действительно обязала Армению разместить войска в Сюнике, она заметно сдержанно поддержала армянскую позицию в недавнем противостоянии с Азербайджаном. Несмотря на двусторонний договор России о взаимной обороне с Арменией, заявления Москвы были еще более сдержанными, чем заявления США или Франции.
Таким образом, армянский электорат стоит перед неприятным выбором: действующий президент, который несёт ответственность за худшее военное поражение за более чем сто лет, или в основном националистическая оппозиция, состоящая из бывших лидеров, чей единственный рецепт на будущее – еще большая зависимость от Москвы. Между тем, столь необходимые новые идеи после катастрофы в ноябре 2020 года немногочисленны, и, вероятно, потребуется много времени и усилий, чтобы подняться из пепла войны.
Дорогие читатели!
Тема эта многогранна, и не бесспорна. Однако таково её видение за рубежом, и мы для полноты понимания происходящего должны знать и его.
Надеюсь, статья Вам была интересна, и Вы оставите свой комментарий, надеюсь не агрессивный, не безапелляционный, не грубый. Уважайте друг друга. Помните, народы Азербайджана и Армении живут, и будут жить в соседстве всегда!
Ставьте лайк если статья и тема Вам интересна и понравилась. Подписка же поможет Вам не потерять канал во множестве иных.
В статье использован и материал «Armenia’s future looks bleak in the aftermath of war with Azerbaijan».