В 64г. Рим пылал. В Риме пожары случались ПОСТОЯННО. Открываем любую биографию императора (и не только) и читаем про пожары. Тацит пишет, что ничего удивительного в этом нет, потому что застройка в Риме была очень хаотичная, улицы очень узкие, а дома вплотную примыкали друг к другу.
Но ЭТОТ пожар был особенно страшным. #Рим горел 6 дней и 7 ночей. Из 14 районов Города 3 были уничтожены полностью, в 7 сохранилось несколько зданий, и лишь 4 района почти не пострадали. Это была поистине ужасная катастрофа. Люди лишились родных, потеряли дома, пожитки, сбережения.
По Городу ползли слухи: пожар устроил сам #император Нерон. Будто бы повсюду видели поджигателей, и это были слуги Нерона. А сам Нерон в это время... цитирую Светония: "На этот пожар он смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел «Крушение Трои».
Император НАСЛАЖДАЛСЯ при виде бедствий своего народа! Люди были в ярости!
Вскоре в поджоге обвинили христиан. На них устроили облаву и казнили. Очень жестокими способами. В том числе (цитирую античного историка Тацита):
"обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения"
Именно эту сцену мы видим на гигантском полотне Семирадского. Действие художник поместил в сад перед Золотым Домом Нерона. Христиан уже приготовили к сожжению. Собралась толпа прихлебателей, актеров, проституток - тех отбросов общества, которыми любил себя окружать Нерон. Сам император с супругой в роскошных носилках готов наслаждаться видом мучительной казни христиан...
ПОДЖИГАЛ ЛИ НЕРОН РИМ?
Светоний с уверенностью пишет, что да, поджигал. Но Тацит выражается осторожнее: "ходили слухи".
Нерону якобы не нравилось, как выглядит Рим. Говорили, то пожар устроил он сам, чтобы расчистить место для строительства своей новой гигантской резиденции - Золотого Дома. А в приступе вдохновения Нерон решил спалить весь Город, чтобы на его месте выстроить новый и назвать своим именем.
Но сам Тацит пишет, что Нерон вёл себя как нормальный адекватный правитель во время государственного бедствия, цитирую:
"В то время Нерон находился в Анции и прибыл в Рим лишь тогда, когда огонь начал приближаться к его дверцу... Идя навстречу изгнанному пожаром и оставшемуся без крова наряду, он открыл для него Марсово поле, все связанные с именем Агриппы сооружения, а также свои собственные сады и, кроме того, спешно возвел строения, чтобы разместить в них толпы обездоленных погорельцев. Из Остии и ближних муниципиев было доставлено продовольствие, и цена на зерно снижена до трех сестерциев."
Кроме того, Нерон принял множество мер для того, чтобы новая застройка города отвечала хоть каким-то правилам пожарной безопасности. Улицы стали шире, высота зданий ограничена, материалы использовались огнеупорные и т.д.
Но всё это меркнет перед красочной картиной, будоражившей воображение людей: Нерон, любуясь пожаром, поёт о гибели Трои.
ЗОЛОТОЙ ДОМ
Масла в огонь подлил сам Нерон. И тут факты бесспорны. На фоне бедствий народа он действительно начал строить себе Золотой Дом. Масштаб и бюджет проекта были немыслимыми. Люди потеряли всё, а Нерон строит роскошные пиршественные залы вокруг искусственных прудов, украшает всё золотом и драгоценностями. Возмущение народа вполне можно понять, согласитесь...
ХРИСТИАНЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВО ТАЦИТА
Теперь я приведу пассаж из Тацита о казнях христиан почти целиком:
"И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады... И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона."
ЗА ЧТО КАЗНИЛИ ХРИСТИАН?
Обратите внимание, Тацит не пишет, что христиан казнили за веру. Их казнили за поджог. Но при этом, Тацит указывает, что хватали всех, кто признавал себя христианами. Римляне не хватали и не казнили никого просто так. Тем более в Риме. Но юридические моменты не очень ясны из текста. Мы не знаем, были ли суды, и какие конкретно обвинения им предъявляли.
Весь текст Тацита пронизывает одна мысль: христиане были плохими. Тацит был сенатором высокого ранга и писал спустя примерно 50 лет после этих событий. В его глазах христиане реально заслуживали наказания: "они заслуживали самой суровой кары".
С точки зрения римлян тех времен, христиане действительно вели себя подозрительно. Они были подпольной сектой. Их никто не понимал. Они не участвовали в государственных культах, отвергали богов-покровителей Рима.
Они собирались в укромных местах и что-то там тайное обсуждали. И среди них было множество рабов и бедняков. Да, их считали опасными фанатиками.
Смотрите, Тацит пишет, что христиане были виновны в "ненависти к роду людскому". Я знаю, сейчас это может звучать крайне странно. Но ведь ранние христиане верили, что грядет конец света, что Рим будет уничтожен. И как погибнет мир? В ОГНЕ!
Тем не менее, Тацит не считает, что они заслужили такую жестокость. Наказания - да, но такого изощренного - нет! И ещё, Тацит явно не верит, что христиане были виновны в поджоге. Он так и пишет: "Нерон приискал виноватых".
СКОЛЬКО ХРИСТИАН ПОГИБЛО?
Разочарую вас. Мы этого не знаем. Даже примерно. Тацит пишет: "великое множество". Ещё хочу обратить ваше внимание на эту часть текста: "сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих". Т.е. христиане сами выдавали других христиан. Были ли это христиане? Или среди них были агенты-провокаторы? Или просто люди под пытками называли кого угодно?..
У Светония об этом только одна фраза: "наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия". Светоний тоже относится к христианам явно отрицательно. Но не придает этому событию большого значения. Он перечисляет это через запятую с другими событиями. Даже в отдельное предложение не выделяет. И, конечно, не называет никаких цифр.
ЭПИЛОГ
К IV в. многие христиане уже считали, что Нерон - это антихрист, и что он либо вернется, либо он вообще не умер, он затаился и ждёт где-то своего часа...
Тут разбираемся, действительно ли император Нерон так любил петь.
- Ещё больше историй - в моём Instagram @hello.history
- Авторские курсы по истории Древнего Рима (первая лекция каждого курса - бесплатно)