Найти в Дзене
hello.history

Император Нерон: поджигал ли он Рим, и за что казнили христиан?

В 64г. Рим пылал. В Риме пожары случались ПОСТОЯННО. Открываем любую биографию императора (и не только) и читаем про пожары. Тацит пишет, что ничего удивительного в этом нет, потому что застройка в Риме была очень хаотичная, улицы очень узкие, а дома вплотную примыкали друг к другу.

Но ЭТОТ пожар был особенно страшным. #Рим горел 6 дней и 7 ночей. Из 14 районов Города 3 были уничтожены полностью, в 7 сохранилось несколько зданий, и лишь 4 района почти не пострадали. Это была поистине ужасная катастрофа. Люди лишились родных, потеряли дома, пожитки, сбережения.

По Городу ползли слухи: пожар устроил сам #император Нерон. Будто бы повсюду видели поджигателей, и это были слуги Нерона. А сам Нерон в это время... цитирую Светония: "На этот пожар он смотрел с Меце­на­то­вой башни, наслаждаясь, по его словам, вели­ко­леп­ным пламенем, и в театральном одеянии пел «Крушение Трои».

Император НАСЛАЖДАЛСЯ при виде бедствий своего народа! Люди были в ярости!

Вскоре в поджоге обвинили христиан. На них устроили облаву и казнили. Очень жестокими способами. В том числе (цитирую античного историка Тацита):

"обреченных на смерть в огне под­жи­га­ли с наступ­ле­ни­ем темноты ради ночного освещения"

Именно эту сцену мы видим на гигантском полотне Семирадского. Действие художник поместил в сад перед Золотым Домом Нерона. Христиан уже приготовили к сожжению. Собралась толпа прихлебателей, актеров, проституток - тех отбросов общества, которыми любил себя окружать Нерон. Сам император с супругой в роскошных носилках готов наслаждаться видом мучительной казни христиан...

Генрих Семирадский Светочи христианства. Факелы Нерона. 1876
Генрих Семирадский Светочи христианства. Факелы Нерона. 1876

ПОДЖИГАЛ ЛИ НЕРОН РИМ?

Светоний с уверенностью пишет, что да, поджигал. Но Тацит выражается осторожнее: "ходили слухи".

Нерону якобы не нравилось, как выглядит Рим. Говорили, то пожар устроил он сам, чтобы расчистить место для строительства своей новой гигантской резиденции - Золотого Дома. А в приступе вдохновения Нерон решил спалить весь Город, чтобы на его месте выстроить новый и назвать своим именем.

Но сам Тацит пишет, что Нерон вёл себя как нормальный адекватный правитель во время государственного бедствия, цитирую:

"В то вре­мя Нерон находился в Анции и прибыл в Рим лишь тогда, когда огонь начал при­бли­жать­ся к его дверцу... Идя навстречу изгнанному пожаром и остав­ше­му­ся без крова наряду, он открыл для него Марсово поле, все связанные с именем Агриппы соору­же­ния, а также свои соб­ст­вен­ные сады и, кроме того, спешно возвел строения, чтобы разместить в них толпы обез­до­лен­ных погорельцев. Из Остии и ближних муни­ци­пи­ев было доставлено про­до­воль­ст­вие, и цена на зерно снижена до трех сестер­ци­ев."
Карл Теодор фон Пилоти. "Нерон смотрит на горящий Рим", 1861
Карл Теодор фон Пилоти. "Нерон смотрит на горящий Рим", 1861

Кроме того, Нерон принял множество мер для того, чтобы новая застройка города отвечала хоть каким-то правилам пожарной безопасности. Улицы стали шире, высота зданий ограничена, материалы использовались огнеупорные и т.д.

Но всё это меркнет перед красочной картиной, будоражившей воображение людей: Нерон, любуясь пожаром, поёт о гибели Трои.

ЗОЛОТОЙ ДОМ

Масла в огонь подлил сам Нерон. И тут факты бесспорны. На фоне бедствий народа он действительно начал строить себе Золотой Дом. Масштаб и бюджет проекта были немыслимыми. Люди потеряли всё, а Нерон строит роскошные пиршественные залы вокруг искусственных прудов, украшает всё золотом и драгоценностями. Возмущение народа вполне можно понять, согласитесь...

ХРИСТИАНЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВО ТАЦИТА

Теперь я приведу пассаж из Тацита о казнях христиан почти целиком:

"И вот Нерон, чтобы побо­роть слу­хи, при­ис­кал вино­ва­тых и пре­дал изощ­рен­ней­шим каз­ням тех, кто сво­и­ми мер­зо­стя­ми навлек на себя все­об­щую нена­висть и кого тол­па назы­ва­ла хри­сти­а­на­ми. Хри­ста, от име­ни кото­ро­го про­ис­хо­дит это назва­ние, каз­нил при Тибе­рии про­ку­ра­тор Пон­тий Пилат; подав­лен­ное на вре­мя это зло­вред­ное суе­ве­рие ста­ло вновь про­ры­вать­ся нару­жу, и не толь­ко в Иудее, откуда пошла эта пагу­ба, но и в Риме, куда ото­всюду сте­ка­ет­ся все наи­бо­лее гнус­ное и постыд­ное и где оно нахо­дит при­вер­жен­цев. Итак, сна­ча­ла были схва­че­ны те, кто откры­то при­зна­вал себя при­над­ле­жа­щи­ми к этой сек­те, а затем по их ука­за­ни­ям и вели­кое мно­же­ство про­чих, изоб­ли­чен­ных не столь­ко в зло­дей­ском под­жо­ге, сколь­ко в нена­ви­сти к роду люд­ско­му. Их умерщ­вле­ние сопро­вож­да­лось изде­ва­тель­ства­ми, ибо их обла­ча­ли в шку­ры диких зве­рей, дабы они были рас­тер­за­ны насмерть соба­ка­ми, рас­пи­на­ли на кре­стах, или обре­чен­ных на смерть в огне под­жи­га­ли с наступ­ле­ни­ем тем­ноты ради ноч­но­го осве­ще­ния. Для это­го зре­ли­ща Нерон пре­до­ста­вил свои сады... И хотя на хри­сти­а­нах лежа­ла вина и они заслу­жи­ва­ли самой суро­вой кары, все же эти жесто­ко­сти про­буж­да­ли состра­да­ние к ним, ибо каза­лось, что их истреб­ля­ют не в видах обще­ст­вен­ной поль­зы, а вслед­ст­вие кро­во­жад­но­сти одно­го Неро­на."

ЗА ЧТО КАЗНИЛИ ХРИСТИАН?

Обратите внимание, Тацит не пишет, что христиан казнили за веру. Их казнили за поджог. Но при этом, Тацит указывает, что хватали всех, кто признавал себя христианами. Римляне не хватали и не казнили никого просто так. Тем более в Риме. Но юридические моменты не очень ясны из текста. Мы не знаем, были ли суды, и какие конкретно обвинения им предъявляли.

Весь текст Тацита пронизывает одна мысль: христиане были плохими. Тацит был сенатором высокого ранга и писал спустя примерно 50 лет после этих событий. В его глазах христиане реально заслуживали наказания: "они заслуживали самой суровой кары".

С точки зрения римлян тех времен, христиане действительно вели себя подозрительно. Они были подпольной сектой. Их никто не понимал. Они не участвовали в государственных культах, отвергали богов-покровителей Рима.

Они собирались в укромных местах и что-то там тайное обсуждали. И среди них было множество рабов и бедняков. Да, их считали опасными фанатиками.

Смотрите, Тацит пишет, что христиане были виновны в "ненависти к роду людскому". Я знаю, сейчас это может звучать крайне странно. Но ведь ранние христиане верили, что грядет конец света, что Рим будет уничтожен. И как погибнет мир? В ОГНЕ!

Тем не менее, Тацит не считает, что они заслужили такую жестокость. Наказания - да, но такого изощренного - нет! И ещё, Тацит явно не верит, что христиане были виновны в поджоге. Он так и пишет: "Нерон приискал виноватых".

СКОЛЬКО ХРИСТИАН ПОГИБЛО?

Разочарую вас. Мы этого не знаем. Даже примерно. Тацит пишет: "вели­кое множество". Ещё хочу обратить ваше внимание на эту часть текста: "сна­ча­ла были схва­че­ны те, кто откры­то при­зна­вал себя при­над­ле­жа­щи­ми к этой сек­те, а затем по их ука­за­ни­ям и вели­кое мно­же­ство про­чих". Т.е. христиане сами выдавали других христиан. Были ли это христиане? Или среди них были агенты-провокаторы? Или просто люди под пытками называли кого угодно?..

У Светония об этом только одна фраза: "наказаны христиане, при­вер­жен­цы нового и зло­вред­но­го суеверия". Светоний тоже относится к христианам явно отрицательно. Но не придает этому событию большого значения. Он перечисляет это через запятую с другими событиями. Даже в отдельное предложение не выделяет. И, конечно, не называет никаких цифр.

ЭПИЛОГ

К IV в. многие христиане уже считали, что Нерон - это антихрист, и что он либо вернется, либо он вообще не умер, он затаился и ждёт где-то своего часа...

Тут разбираемся, действительно ли император Нерон так любил петь.