Накануне Дня Конституции в 1970 году (тогда, как известно, он отмечался торжественно пятого декабря) восьмиклассники одного из сёл Восточной Украины по заданию своей учительницы украинского языка Доренко писали сочинение на свободную тему. Намекнув о предстоящем празднике, она сообщила, что будет приветствовать сочинения, написанные о том, как прекрасно живётся им всем в селе благодаря Конституции СССР, о замечательных руководителях колхоза «Заветы Ильича», о колхозниках-передовиках, о директоре школы, учителях. О рядовых тружениках села сказать, видимо, забыла.
- Любовь Даниловна, - поднял руку один из учеников, - а у меня папа тракторист. Можно о нём написать?
- Ты ещё напиши о нашей уборщице в школе. Что они с твоим папой выдающегося сделали в своей жизни? Или напиши об истопнике в школьной котельной. Тот что хорошего сделал? Писать надо, ребята, о тех, кто чего-то достиг в своей жизни и занимает соответствующее положение в обществе. Можете написать и обо мне. Я – педагог с двадцатилетним стажем.
- Насколько мы поняли, - хором спрашивали учащиеся, - писать надо только правду?
- Вы всё правильно поняли: правду, и ничего кроме правды!
После такой консультации перед сочинением, класс оказался в глубоком недоумении: о ком же писать? Школа - восьмилетняя, класс – выпускной. Оценка за сочинение может повлиять потом на экзамен по украинскому языку и литературе. Однако деваться некуда, надо приступать к сочинению. Восьмиклассники дружно приступили, подглядывая друг у друга тему.
Время урока пролетело быстро, "сочинители" сдали тетрадки на проверку, а сами убежали на перемену, одновременно готовясь к уроку физкультуры. В конце рабочего дня Доренко, пересчитав тетради с сочинениями, взяла их на проверку домой. После развода с мужем она жила одна с шестилетней дочкой Марусей. Поэтому очень сильно удивилась, что из трубы над крышей идёт дым: дочке она категорически запрещала в её отсутствие подходить к печке. Уходя утром на работу она печь растопила, а тепла всегда хватало до её прихода с работы. В детский садик Маруся ходить перед школой не захотела, с её слов, решила маленько отдохнуть. К предстоящей школе её готовила мама-учительница, окончившая педагогический институт с «красным дипломом».
Открыв дверь в переднюю комнату, Любовь Даниловна поняла без слов, почему идёт дым наверху: у печки сидела дочка, внимательно слушающая сказку про «Ивана-царевича», которую ей читала тётя Аня, родная сестра мамы. Рядом на диване «видела сон» племянница Вера. Сёстры так обрадовались неожиданной встрече, что разбудили спящую.
- Каким ветром в такой морозный зимний день тебя, сестричка, занесло к нам в село?- поинтересовалась Люба.
- Спроси лучше «виновницу» этого?
Вера объяснила, что она, студентка третьего курса университета, факультета журналистики, является внештатным корреспондентом районной газеты «Вперёд к коммунизму» и получила от главного редактора задание написать статью о праздновании Дня Конституции в одном из сёл. Поскольку её мама родилась и выросла в данном селе, а тётя там продолжала жить, то выбирать долго не пришлось. Мама же поехала, воспользовавшись случаем, проведать сестру и племянницу-крестницу.
Встрече больше всего обрадовалась хозяйка дома:
- Как замечательно, что вы обе приехали. Поедете завтра или в воскресенье вечером?
- Сегодня в честь пятницы меня с работы отпустили раньше, а Вера отпросилась в вузе. Субботу будем у тебя, а по воскресенью посмотрим. Всё будет зависеть от того, как дочка соберёт материал для статьи.
- Кажется, я ей смогу помочь. Но, разумеется, не совсем бесплатно.
- Ты что, сестричка, с племянницы денежки собираешься брать?
- Конечно, нет. Речь идёт совсем о маленькой услуге. Сегодня восьмиклассники писали у меня сочинение на свободную тему.
После этих слов она достала из сумки стопку тетрадей и положила на стол.
- Так вот, дорогие мои, - продолжала учительница, - здесь говорится и о Конституции, и о людях села. Одним словом, в этих тетрадях можно найти хороший материал для статьи в газете.
- Спасибо, тётя Люба, - вмешалась в разговор племянница, - а какую услугу Вы ждёте от меня?
- Заодно проверить ошибки и отметить их карандашом. И, понятно, сверить соответствие содержания сочинения его теме.
- Нет вопросов, Вы с мамой общайтесь, а я сейчас займусь тетрадями. Возможно, в них найду то, что мне надо.
Открыв первую же тетрадь, студентка поняла, что для написания заказной статьи вполне можно обойтись сочинениями школьников. Нет необходимости «обивать» пороги колхозного и сельского начальства. «Пропустит ли с таким материалом мою статью главный редактор? – пронеслась мысль у неё в голове. – Не пропустит, подключу своего жениха из райкома комсомола». Обрадовавшись, она «вся с головой» окунулась в чтение сочинений восьмиклассников.
«Мой папа - тракторист, - писал Ваня.- Он прошёл всю войну, на своём танке «Т-34» «доехал» до Берлина. В поле работает так, что все грачи вокруг слетаются посмотреть на него, ибо в отличие от его членов бригады, он не устраивает перекуры, не пьёт в кабине трактора и возле него. Это он, правда, делает дома. Говорит, чтобы расслабиться. Тем не менее, государственную награду – орден - получил не он, а родственник председателя колхоза…»
Дочитав до конца сочинение, Вера, не найдя ни одной орфографической ошибки, отложила тетрадь в сторону: «Это материал к Дню Победы».
«Замечательная у нас Конституция, - радовалась в сочинении Аня. – Вот только не пойму я одного. Летом мы с мамой перед моей школой ездили в областной город. «Бегали» по магазинам допоздна, опоздали на автобус, решили переночевать в гостинице, оказавшейся рядом. Там и мест свободных оказалось предостаточно. Однако тётя потребовала с мамы паспорт, которого она никогда не имела. В то время как у её родной сестры, проживающей в соседней области в городе, такой паспорт есть с шестнадцати лет. Что же это за Конституция такая, когда одни граждане могут паспорта иметь, а другие нет? Чем колхозники хуже рабочих на заводах?».
Этот сюжет будущая журналистка тоже не приняла: она посчитала её проблемой всесоюзного значения. Никакая районная газета решить её не поможет. Ни Вера, никто другой тогда не знали, что только в 1976 году Положение о паспортной системе в СССР уравняет в правах колхозников с остальными гражданами Великой страны. По-другому поступить не получилось бы: как в противном случае смотрелась бы перед всем миром брежневская Конституция «развитого социализма» 1977 года?
- Ну что, племянница, что-нибудь нашла? – спросила тётя.
- Да, несколько орфографических ошибок.
- Я не об этом. Для себя нашла материал?
Племянница отрицательно покачала головой.
В следующем сочинении речь шла о председателе колхоза Голенко. «Гол как сокол», - пришла на ум внештатной журналистке поговорка. Но дочитав написанное ученицей Олей до конца, поняла, что его фамилия не соответствует тому, что он в жизни имеет. По сути, восьмиклассница «нарисовала» картину современного помещика, имеющего право «казнить и миловать» своих крепостных под видом «колхозники». «Вот это уже ближе к теме статьи, - подумала она. – По Конституции, вроде бы, такого самоуправства колхозных руководителей не предусмотрено».
- Ух ты! - обрадовалась студентка, читая новое сочинение.- Это уже, пожалуй то, что надо.
В бригаде доярок работает племянница председателя сельсовета Татьяна. К тридцати её годам на груди «красуется» орден и медаль. По надоям молока в колхозе и за его пределами с ней сравняться никто не может. Этот «секрет» в сочинении раскрывает со слов своей мамы-доярки какой-то Вася. Несмотря на то, что редко написанное им слово обходится без ошибки, тема раскрыта полностью.
Каждый год по окончании сельской школы в колхоз принимаются выпускницы ученицами. Понятно, что лучших направляют к доярке-племяннице. Те выполняют всю черновую работу. Суточные же надои молока идут на счёт их наставницы. Слава и Почёт, понятное дело, тоже достаются ей. Чтобы ученицы не разбежались сразу же «на все четыре стороны» правление колхоза заранее обещает им путёвки на отдых, направление на учёбу. А их родителям – материальное вознаграждение. Хотя все знают, что между глаголами "обещать" и "делать" имеется существенная разница.
Дальше читать написанное в тетрадках Вера не стала и отдала их тёте-учительнице. Сама села за стол писать статью с громким названием «Конституция и показуха в колхозе «Заветы Ильича». Утром отправилась показать текст «источнику информации», доярке, маме автора сочинения.
Опасения журналистки не подтвердились: та не только одобрила написанное, но и добавила много других любопытных фактов из колхозной жизни.
Таким образом, в понедельник после занятий в институте Вера направилась в редакцию районной газеты. Получив «отлуп» от главного редактора, поехала в райком комсомола. Открыв дверь кабинета и увидев на коленях своего жениха «комсомолку», она также быстро её закрыла и вышла на улицу.
А статью всё же напечатали. При чём не в районной, а в областной газете, но … в разгар Перестройки. Когда печатали и не такое. Гласность «прорвала» все запреты, ликвидировала цензуру. Однако следует сказать, что Перестройка своей цели не достигла. По понятным причинам: нет нынче ни Конституции СССР, ни самого Союза. Но это уже другая история.
26.05.2017 г.
...
Автор: Петр Панасейко
другие работы автора доступны по ссылке https://proza.ru/avtor/petrpanaseyko
Уважаемые читатели!
Если у Вас есть истории, которыми хочется поделиться с миром, в чём-то предупредить, поделиться опытом, повеселить или же спросить совета - присылайте в личку на указанные координаты, будем публиковать.
...
официальный сайт автора канала http://lakutin-n.ru/
Почта:Lakutin200@mail.ru
Страница VK https://vk.com/avtor_nikolay_lakutin
Инстаграм https://www.instagram.com/nikolay_lakutin/
Канал Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCB9OzOjkZjkSTJgsGMsjiqA
Мы совершенно не обидимся, если Вы:
- подпишетесь на наш литературный канал
- поставите лайк;)
- "свистните" у нас пару тысяч статей (для пользы общего дела и не забудете указать автора)
- что-нибудь доброе скажете по поводу статьи, автора, предыдущего комментатора, ну или же просто похвалите себя любимого (ую) за прочтение данного материала. Сегодня немногие читают, так что Вы уже молодец!!!
...
Иллюстративный фотоматериал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.