С момента учреждения немецким военным руководством плана по захвату Франции, допускалась операция по высадке на британские острова. Но как мы знаем, она не была осуществлена. Разбираемся, почему так вышло.
Планирование операции "Морской лев"
Штаб Вермахта, после оккупации Франции планировал крупную десантную операцию через Ла-Манш. Но для обеспечения вторжения, Германии необходимо было получить превосходство на море или в воздухе. А так как у Третьего Рейха не было особо мощного флота в противовес британскому, морское превосходство можно было получить только с помощью превосходства воздушного. Так началась битва за Британию.
В битве за Британию участвовали 2500 немецких и 2900 британских самолётов. Из-за более близкого расположения аэродромов к местам воздушных сражений, некоторое преимущество было на стороне Британии. По итогам битвы, Германия должна была овладеть воздушным контролем над проливом и с помощью бомбардировщиков уничтожить или обезвредить вражеский флот, чтобы дать безопасный проход своим судам, в том числе и десантным.
После чего, следовала высадка 40 дивизий на участке побережья между Дувром и Портсмутом в августе-сентябре 1940 года. После высадки, немецкая пехота должна была резко прорваться к Лондону, получив контроль над важнейшей политической и экономической столицей Британской Империи. А затем, немецкие механизированные и танковые дивизии, прорвали бы оборону британских войск и рассекли бы их на части, образовав окружения. В результате высадки, немецкая армия, более превосходящая британские войска, повторила бы блицкриг и оккупировали бы британские острова, положив конец второй мировой войне, выйдя из неё победителем.
Суровая реальность
Однако в реальности, Германия не смогла победить в битве за Британию. ВВС Германии, а также её доступ к дефицитным ресурсам, необходимыми для производства авиации был слабым и ограниченным, по сравнению с Британией, у которой был колоссальный доступ к колониальным людским и природным ресурсам. Сыграло и важное географическое расположение аэродромов.
Люфтваффе, несмотря на блестящие польскую, скандинавскую и французскую компании, понесли тяжелые потери, от которых они были вынуждены долго оправляться. Уничтоженные во время воздушных боёв за Францию аэродромы восстанавливались довольно долго.
Во время боёв королевские ВВС имели технологическое преимущество, используя радарные системы, вроде "Dowding system". Именно из-за этой системы, о которой немцы были крайне слабо осведомлены, роль перехватов среди британских истребителей была довольно высокой. Не имея аналогичной системы, истребители Люфтваффе не могли перехватывать вражеские самолёты, в том количестве, в котором это требовалось в рамках операции морской лев.
Не последнюю роль сыграло и резкое изменение стратегии боя. С самого начала войны основная стратегия подразумевала полное уничтожение королевских вооруженных сил, в том числе и уничтожая их промышленность вместе с стратегическими объектами. Постепенно, основная стратегия Люфтваффе поменялась на бомбардировку городов, в частности Лондона.
Британские ВВС сражались до последнего, а премьер Уинстон Черчилль принципиально настаивал на продолжении войны и не прогадал. На основании поражения в битве за Британию, Германия не могла гарантировать безопасность для своей десантной высадки и крупная десантная операция из-за превосходства флота и авиации могла окончиться очень плачевно.