Фантастика в СССР. Где ее брали читатели? Ответ простой — везде, где только можно. Вопреки довольно расхожему нынче мнению, фантастику в СССР издавали, и много… Но все-таки недостаточно, чтобы насытить огромный и изголодавшийся читательский рынок. Поэтому и фантастику, как и другой «дефицит», не покупали, а «доставали». Не всю и не всегда, но многие тиражи разлетались, даже не добираясь до прилавков.
О легендарных книжных сериях, в которых регулярно публиковалась и отечественная и переводная фантастика, я напишу отдельно. Но был еще один «живительный родник» для всех советских любителей фантастики — периодика.
Дело в том, что книга — это все-таки достаточно капитальное издание, и большинство тех самых серий выходили в формате ежегодных альманахов, не чаще. Журналы же в СССР выходили, как правило, раз в месяц, и многие из них для поднятия тиражей включали в каждый номер фантастический рассказ или небольшую повесть «с продолжением». Цензура цензурой, идеология идеологией, но любой, даже самый консервативный редактор тогда отлично понимал, что публикация фантастики однозначно поднимет тираж. Ведь перед глазами у них был блестящий пример — журнал «Уральский следопыт».
«Уральский следопыт» был основан в 1958 году (несколько выпусков 1935 года можно считать «прологом» к будущей известности) и в первые годы существования насчитывал около 50 000 подписчиков. Огромная аудитория по меркам современной эпохи интернета и сверхнасыщенного рынка, но для тех лет это был обычный тираж среднего регионального издания… Которое вскоре стало настоящим флагманом научно-фантастической периодики и довело свой тираж до невероятных полумиллиона экземпляров, и во многом это заслуга Станислава Федоровича Мешавкина, занимавшего пост главного редактора журнала с 1970-го по 1993-й год.
Тиражами подобного уровня могли похвастаться только центральные официальные издания, такие как «Огонек» или «Правда». Практически все известные фантасты советской эпохи публиковались в «Уральском следопыте», да и некоторые из современных писателей начинали именно с его страниц — например, Алексей Иванов дебютировал именно в «Уральском следопыте» в 1990 году с повестью «Охота на «Большую Медведицу». И неудивительно, что старейшая и самая престижная премия в русскоязычной фантастике - «Аэлита» была учреждена именно «Уральским следопытом», еще в 1981 году.
Второй «кит» периодики, публиковавшей фантастику — это альманах «Искатель», основанный в 1961 году, литературное приложение к журналу «Вокруг света» (одному из старейших журналов России, бездарно загубленному современными «эффективными менеджерами»). Кстати, в самом «Вокруг света» тоже публиковали фантастические рассказы, но именно «Искатель» стал по-настоящему «культовым» изданием, в котором регулярно публиковали детективы, остросюжетные произведения и фантастику, причем не только отечественных авторов, но и переводы. По подписке «Искатель» не распространялся, а из розничной продажи исчезал почти мгновенно (хотя мои детские воспоминания вроде бы подсказывают мне, что я видел номера «Искателя» в киосках «Союзпечати», но я не уверен, что память меня не обманывает). Во всяком случае лично я познакомился с «Искателем» почти исключительно благодаря библиотеке — благо она располагалась практически в соседнем доме по моей улице.
Кстати, оба издания, и «УС», и «Искатель» живы и по сей день, правда, «Искатель» теперь выходит как независимый журнал.
Конечно, этими двумя изданиями фантастика в периодике не ограничивалась. Я уже упоминал «Вокруг Света». «Наука и жизнь», «Техника-молодежи», «Знание-сила», «Химия и жизнь», «Юный техник» - все научно популярные журналы почти в обязательном порядке публиковали фантастику, как отечественную, так и переводную. Не отставали и другие, например «Аврора», публиковавшая Стругацких, когда для тех настали тяжелые времена, и даже солидные толстые литературные журналы. К примеру, «Иностранная литература», никогда не замеченная в особой склонности к фантастике, и уж тем более — к хоррору, в 1984 (!) году опубликовала роман Стивена Кинга «Мертвая зона».
Да что там говорить, фантастика прорывалась повсюду. В восьмидесятых годах редактором рижского журнала «Даугава» стал писатель Владимир Михайлов, и в журнале зажегся «зеленый свет» для фантастики, а «Пикник на обочине» Стругацких я впервые прочитал и вовсе в виде заботливо собранных и переплетенных вырезок из газеты «Молодежь Эстонии», где он был опубликован в форме классического «романа-фельетона» (дада, я знаю, что «Пикник» это повесть, терминология тут относится к формату издания).
Когда я уже заканчивал эту статью, мне вдруг пришла в голову мысль — а что, если начать мега-серию обзоров ВСЕХ номеров «Искателя», начиная с самого первого? Труд, конечно, капитальный, даже пугающий немного своим объемом, поэтому я чувствую себя просто обязанным спросить у вас, мои читатели и подписчики — а ВАМ это будет интересно? Ведь в конце концов я все-таки пишу именно для вас.
Читайте также на канале:
Издательство "Северо-Запад". История Прометея книгоиздания
Забытое очарование рассказа - журналы, с которых все началось
Эстафета сквозь время: Дюма, роман-фельетон, интернет и площадки самиздата