Здравствуйте, дорогие читатели. Продолжаю повествование о том, как первая в истории межгалактическая экспедиция занималась освоением Марса. Первую и вторую серию можно прочитать по ссылкам раз, два.
Все написанное в данном цикле статей авторское видение возможной реализации подобного проекта. Сценарий и герои полностью вымышлены, все совпадения случайны.
После трехгодовой подготовки на Земле, были разработаны, выпущены и испытаны все технические устройства, необходимые для доставки на Марс, высадки и автономной работы геологоразведочной экспедиции. В состав экспедиции входили: командный центр, бригада механиков для обслуживания техники, роботы геодезисты, роботы геологи. Все работы выполнялись роботами, собранная информация передавалась в командный центр. Отряд механиков занимался техническим обслуживанием роботов.
Наши автономные отряды успешно приземлились и приступили к работе по инженерным изысканиям. Основными задачами изысканий были: составление топографической съемки, отражающей рельеф местности и состояние поверхности; проведение геологических изысканий с целью определения состава и физико-механических характеристик грунтов, наличие грунтовых вод (мы очень надеялись, что на Марсе будут грунтовые воды), а также наличие полезных ископаемых в марсианских породах.
Первая задача решалась довольно просто – геодезическая съемка рельефа велась специальными роботами – измерительно-цифровая аппаратура на гусеничной базе. Роботы перемещались на местности по заранее прописанному алгоритму и фиксировали состояние рельефа – высотные отметки и твердость поверхности, производили отбор образцов с поверхности Марса. Каждому роботу был выделен свой сектор, в общей сложности в работе было задействовано 400 таких роботов. Для достоверности результатов, каждый сектор обследовало два робота, первый на базе системы GPS, второй на базе ГЛОНАСС. Каждый день роботы передавали результаты работ в специальный информационный центр, а дальше обработкой и анализом результатов занимались люди.
А вот с организацией геологических изысканий дела складывались гораздо сложнее. Мы не имели даже малейшего представления о строении марсианских пород. Какая будет прочность грунтов, какая оптимальная глубина бурения, есть ли на Марсе полезные ископаемые и вода, и если есть, то на какой глубине их искать? Все эти вопросы взрывали нам головы. Но когда провели акустическое обследование района при помощи направленных взрывов и измерения детонаций (как в фильме про Кинг-Конга, но только на нас не кидалась гигантская, разъяренная обезьяна) мы определили ориентировочную плотность и твердость марсианских пород. Они сильно отличались от земных, поэтому все результаты мы оценивали как предварительные. Предварительно мы нашли участок с залеганием грунтовых вод, установили места залегания неизвестного нам газа в марсианских недрах, выявили несколько участков с нехарактерно высокой плотностью глубинных пород – возможно это были залежи неизвестных нам металлов. Было решено – для организации строительства глубину бурения при изысканиях принять от 20 до 50 метров. А вот в местах, где предположительно залегали полезные ископаемые требовалось бурение на предварительную глубину заложения. А это было от пятисот до двух тысяч метров. Задачка была трудной и дорогостоящей, при таких глубинах каждый лишний метр бурения исчислялся сотнями тысяч долларов. А скважин предстояло пробурить порядка трех – четырех тысяч. Но мы верили, что игра стоит свеч. По результатом акустических испытаний были распределены задачи для роботов-кротов, каждому роботу был выделен свой участок для буровых работ и отборов проб грунтов.
Наиболее удобная точка для строительства опорной инфраструктуры была выбрана, поэтому изыскания под строительство первоочередных объектов мы выделили в отдельную приоритетную задачу. Все остальные изыскания занимали гораздо больше времени и ресурсов, поэтому все проекты мы вели параллельно, без привязки друг к другу. Первичными объектами были вахтовый городок для размещения людей и обслуживания техники, грузопассажирский терминал, водозаборные сооружения для обеспечения нужд людей и строительства, атомная электростанция. Вопрос оперативного снабжения строительства электроэнергией встал очень остро, так как доставка ГСМ на Марс обходилась весьма дорого. Перед нами встал очень сложный технический вопрос – строительство первоначальных объектов приходилось вести, используя обычную строительную технику, работающую на дизельном топливе. Но деваться было некуда, на солнечных батареях могла работать только маломощная техника, а она была в меньшинстве.
Спустя три года, несмотря на все трудности, были проведены необходимые проектно-изыскательские работы, мобилизована необходимая строительная техника и людские ресурсы, разбит первоначальный вахтовый комплекс для размещения людей, построен растворно-бетонный узел и водозаборная скважина. Марсианская вода оказалась далеко не кристально чистой, но после прохождения технологии фильтрации - вполне пригодной для питья и приготовления бетона. Необходимый объем подготовительных мероприятий был выполнен, как на Земле, так и на Марсе. Все было готово к началу величайшего в истории строительства, всем не терпелось начать. И мы начали, с невероятной резвостью, присущей строителям.