В конце марта 42-го года в Минск прибывает группа, состоящая из 3-х человек, командир Сергей Вишневский, заместитель Валентин Павлович и радист Ефрем Мельников. Павлович местный, родители в Минске, Вишневский из Полоцка, 5 лет перед войной работал в Минске в обществе «Динамо», спортсмен, хорошо знает город.
Группа успешно легализуется, у них подлинные советские документы, которые продолжают действовать и в это время. С апреля по июнь группа Вишневского успешно передает в Центр информацию с железнодорожных узлов о перевозках грузов и переброске войск. Дальше они обрастают местными помощниками.
Параллельно таким же путем забрасывается еще одна группа во главе с Барсуковским и в дальнейшем группы работают как единая сеть. Осенью в подполье начинается волна провалов, один из членов подполья, видимо не выдержав пыток, начинает давать показания.
В декабре 1942 года разведгруппы Разведупра Красной Армии перестают выходить на связь. Вишневский в последних эфирах докладывал, что обстановка очень сложная, называл имя человека, который под пытками выдал часть минского подполья, с которой работали разведгруппы, и просил разрешения уйти к партизанам. Разрешение было получено, больше рация на связь не выходила.
После освобождения Белоруссии один из участников минского подполья Павел Ляховский, до войны работник НКВД, начал разыскивать хоть какие следы этих разведгрупп, с которыми он работал. Один из его знакомых, бывший партизан сказал: «Да мы же их расстреляли».
И выясняется, что они дошли до партизан, 8 человек – 4 профессиональных разведчика и 4 минских подпольщика, причем, 2 из них девушки. Они оказываются в составе партизанской бригады, которой командует Лунин Борис Николаевич.
Лунин не кадровый военный, служил срочную службу в Забайкалье и в начале войны в составе 17-го мотострелкового полка 17-й танковой дивизии переброшен на Западный фронт. Дальше – плен, лагерь для военнопленных «Дрозды» под Минском (там будет расстреляно около 10 тысяч советских военнопленных), в лагере он продержался до весны 1942 года, устроившись в состав лагерной группы порядка, возможно, притворно, как это делали некоторые, а может и нет. Так или иначе, когда представляется возможность бежать, он вместе с другими пленными бежит, прибивается к уже существующему партизанскому отряду во главе с кадровым командиров Красной Армии.
Довольно быстро Лунин обнаруживает свой мерзейший характер, отказывается подчиняться командиру, как это у военных принято, и командир, видимо, решил в сложной тревожной обстановке не идти на обострение и сказал: «Уходите». Решил не задерживать, не репрессировать, просто сказал, что в отряде они не останутся.
15 человек ушло, образовался новый отряд, который довольно быстро рос и превратился в отряд из нескольких сотен человек. Лунин обладал качествами, которые с одной стороны делали его незаурядным партизанским командиром – он очень смел, он очень инициативен, что большая редкость среди таких самозванных командиров, которые нередко сидели довольно тихо, на рожон не лезли, обустраивали некий свой партизанский быт и старались лишний раз не нарываться. Лунин не такой, у его отряда очень впечатляющий список пущенных под откос эшелонов, боестолкновений, т.е. это воюющий, растущий партизанский отряд, за несколько месяцев насчитывающий 800 человек.
Сначала Лунин принимает группу Вишневского тепло, они ему нравятся, но в новогоднюю ночь у него с Вишневским случается конфликт. Дело в том, что Лунин алкоголик, причем, склонный к разгулу и агрессии, демонстрации своей власти над людьми. Они с Вишневским поцапались, тот попытался привести Лунина в божеский вид, в результате Лунин уехал куда-то в соседний партизанский отряд, а на следующий день вернулся и приказал своему начальнику особого отдела их расстрелять. Сначала расстреляли пятерых, на следующий день оставшихся троих. Партизанам было объявлено, что командир получил информацию, что это никакие не разведчики, а немецкие агенты, за что их и расстреляли, задним числом изготовили какие-то бумаги.
1 января 1944 года было первое большое награждение партизан, нескольким партизанским командирам присвоили звания Героя Советского Союза. Лунину тоже присвоили, у него были прекрасные результаты, все его «художества» до Москвы не доходят. Что-то доходит, но надо понимать, какое безумное количество кляуз сыпалось в штаб партизанского движения: командир на комиссара, комиссар на командира, командиры соседних отрядов друг на друга. А что Лунин – воюет, результаты показывает, отряд большой. Всё, герой.
После войны Ляховский продолжал бомбардировать Разведуправление своей активностью, как говорится «вода камень точит», и проведена была проверка, опрошены оставшиеся в живых партизаны, подпольщики. В 1956 арестовали бывшего начальника особого отдела партизанской бригады Белика И.Н., этот мерзавец тут же начал сдавать всех, кого можно, а через некоторое время в Анапе арестовали Лунина Б.Н.
Им инкриминировали две статьи тогдашнего УК БССР: самоуправство, злоупотребление властью, бездействие власти, халатное отношение к службе лица начальствующего состава РККА и умышленное убийство.
Следствие предъявило им обвинение в убийствах без всякого основания около 60 людей, как партизан, так и гражданских лиц, в том числе, маленьких детей, суд несколько убийств исключил за недоказанностью, но в общей сложности, в конечном приговоре стоят десятки убитых.
Суд признал их виновными по большинству пунктов обвинения, но с учетом их заслуг во время войны, срока давности, положительных характеристик с места работы им дали по 7 лет.
Из приговора военного трибунала Белорусского военного округа, 22 июля 1957 года
«Военный трибунал Белорусского военного округа в открытом судебном заседании в гор. Минске…рассмотрел дело
1) бывшего командира партизанской бригады "Штурмовая" Лунина Бориса Николаевича, 1918 года рождения…
2) бывшего начальника Особого отдела НКВД той же бригады Белика Ивана Никитовича, 1915 года рождения…
Переходя к определению меры наказания, суд, учитывая давность совершения Луниным и Белик указанных преступлений, сложность обстановки, в которой они находились, их молодость в то время, заслуги в борьбе с немецкими захватчиками, полученные ими ранения и контузии, а также их последующую положительную общественно-полезную деятельность, находит возможным применить к ним наказание ниже низшего предела, установленного законом за данные тяжкие преступления...».
Лунин свои 7 лет полностью отсидел и прожил еще довольно долго, он умрет в 1994 году. После приговора суда он был лишен всех наград и звания Героя Советского Союза.
Вот такое дело с огромным моральным знаком вопроса.
Оставляйте комментарии, друзья, подписывайтесь на канал.