Найти тему

Слово в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Фотография иконописного изображения взята из открытых источников.
Фотография иконописного изображения взята из открытых источников.

I. Константин Философ – святой равноапостольный Кирилл.

Святой равноапостольный Кирилл также известен как Константин Философ (имя “Кирилл” было взято после принятия схимы – за 50 дней до смерти). Годы жизни: 827-869.

Константин (Кирилл) вместе со своим старшим братом Мефодием является просветителем славянских народов Светом Веры Христовой, т.к. они перевели Священное Писание Нового Завета с греческого языка (т.н. “среднегреческий” или “византийский” диалект) на древнеславянский (моравский) язык.

Согласно памятникам «Успению Кирилла» и «Солунской легенде», в середине IX века Константин на реке Брегальнице обратил в христианство многих славян на территории тогдашнего Болгарского царства. Ряд историков, однако, подвергают сомнению массовое крещение болгар от Константина.

В 852 (или в 855) г. побывал с миссионерской целью у двора халифа в Багдаде – столице Арабского халифата – для диспута с мусульманскими богословами, оказавшими ему уважение и отдавшими должное его учёности.

В 856 г., после того, как был убит его покровитель Феоктист, Константин вместе со своими учениками Климентом, Наумом и Лангеларием, пришёл в монастырь, где настоятелем был его брат – Мефодий. В этом монастыре вокруг  братьев сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании единой азбуки для всех славянских народов.

В 860 г. побывал с миссионерскими целями у двора хазарского кагана (в это время, готовясь к диспуту с мусульманами и иудеями, изучил иврит, самаритянское письмо, а также некое “русьское письмо”, которое ряд авторов-исследователей считают арамейским).

В 862 г. в Константинополь прибыли послы от князя Великой Моравии Ростислава с просьбой прислать учителей, которые «могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке». Император и патриарх направили братьев в Велеград – столицу княжества.

Согласно «Слову о русской грамоте», русская грамота сначала была дарована через некоего русского Константину-Кириллу, но затем исчезла и вновь была дарована в результате сверхъестественного откровения киевскому князю Владимиру (впоследствии – Крестителю Руси).

В Великой Моравии братья продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Там они пробыли более трёх лет, а затем направились в Рим, вместе со своими учениками.

По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию (Блатенское княжество). В Блатнограде – столице этого государства – они обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке (по поручению князя).

После того, как Константин передал епископу Римскому Адриану Второму обретённые им ранее мощи святого апостола Климента (который считается преемником апостола Петра в Риме), тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в Римских церквях. Мефодий же был рукоположён в епископский сан.

Фото иконописного изображения взято из открытых источников: fotoload.ru
Фото иконописного изображения взято из открытых источников: fotoload.ru

II. Михаил – предположительное мирское имя святого равноапостольного Мефодия, старшего брата Константина Философа (Кирилла).

Фотографическое изображение иконы святого равноапостольного Мефодия взято из открытых источников.
Фотографическое изображение иконы святого равноапостольного Мефодия взято из открытых источников.

Мефодий (Михаил – ?) родился до 820 г. (есть данные о том, что в 815 г.) в городе Солуни в Македонии в семье Льва Друнгария, родом болгарского славянина, одного из помощников при солунском стратиге (военном генерал-губернаторе).

Будущий просветитель славян Светом Веры Христовой сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нём, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию (Истошни – Славское княжество), бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв воеводой около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к Горнему миру. Оставив воеводство, он ушёл в монахи на гору Олимп.

Позже к нему присоединился его брат, Константин Философ. С этого момента братья трудятся вместе до самой смерти младшего из них, т.е. Константина – Кирилла в 869 г. Братья совершают в 860-861 г.г. путешествие в Хазарский каганат, где участвуют в прениях с магометанами и евреями.

Святой Мефодий помогает всё это время брату в создании славянской азбуки и первых переводах Священного Писания и некоторых богослужебных книг.

Слабый здоровьем Константин заболел и, приняв схиму с именем Кирилл, скончался в 869 г. в возрасте 42 лет, перед смертью взяв с Мефодия обещание продолжать начатое в Моравии дело.

Дело братьев Кирилла и Мефодия получило дальнейшую жизнь и расцвет у южных славян, отчасти у хорватов, наиболее – у сербов, особенно же у болгар и, через болгар, у русских, т.е. восточных славян, соединивших свои судьбы с православной Византией.

ПЛАНИРУЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦИКЛА СТАТЕЙ