Найти тему
Просто культура

7 причин, почему я считаю времена СССР лучшими для «людей искусства»

Оглавление

Будь ты писателем, художником (как я) или композитором — советский период можно смело назвать «золотым». Тебе давали заказы, условия, поддержку и уверенность в будущем.
Сейчас же... О том, что есть сейчас я рассказывала в
прошлой статье, и лучше об этом не вспоминать. Лучше вспомнить, а почему же было так хорошо тогда?

1. Стабильность

Я ставлю этот пункт перед оплатой, условиями и всем остальным по одной простой причине: он важнее.
Стабильность — это когда я знала, что не останусь без работы, знала, что у меня будет пенсия и понимала, что всегда есть куда расти, хоть до всесоюзного уровня.

Стабильность — это понимание того, что ничего не изменится в худшую сторону (в отличие от «стабильности» современной). Уютная и комфортная, как такая аллея.
Стабильность — это понимание того, что ничего не изменится в худшую сторону (в отличие от «стабильности» современной). Уютная и комфортная, как такая аллея.

Да, я не знала, когда на прилавках появятся мясо-рыба-колбаса, но по настоящему серьёзной эта проблема стала лишь когда всё начало рассыпаться руками гениальных реформаторов. И даже так — постоянных плюсов и постоянной стабильности именно для людей искусства было, пожалуй, всё равно больше, до последних дней «старого мира».

2. Союз [Вставить нужное]

Каждую творческую профессию в те незапамятные времена объединял свой «профсоюз». У нас это был, например, Союз Художников.
И он не просто «сосал деньги» из участников, а обеспечивал вполне существенную помощь.

Под эгидой творческих союзов в таких местах кипела жизнь
Под эгидой творческих союзов в таких местах кипела жизнь

«Сводил» писателей с издателями, организовывал выставки молодым художникам и художницам, помогал свести (гос)заказчиков с исполнителями. Можно сказать — такая себе советская биржа фриланса, только человечнее.
Но не только этим он было хорош, это ещё и «клуб единомышленников». Там как-то очень быстро образовывались «междусобойчики» друзей/знакомых/друзей знакомых, где всегда можно было поболтать, поделиться опытом и узнать из первых уст, где может «возникнуть» дефицит.

3. Дешевизна «расходников».

Тут, скорее, чисто художницкое, но не упомянуть не могу.

Все расходные материалы и некоторые инструменты субсидировались государством и стоили копейки при (до сих пор) непревзойдённом качестве. Кисти, краски, растворители, карандаши — всё это стоило раз так в пять меньше, чем сейчас.
В серьёзном дефиците и по неприличной цене была разве что белая бумага, но думаю, что это можно простить (да и полагаю, что сие было региональной
особенностью плановой системы).

4. Шикарные условия труда

И снова — что было, то было.
Просто как пример — «люди искусства» верхнего эшелона могли получить госдачу, чтобы лучше творилось. В собственность (насколько это возможно по советским меркам), просто так.

Путевки в ныне заброшенные санатории, опять же. Да, не каждый год, да, путёвку надо было «выбивать», но, скажите честно, вы сейчас каждый год на отдых ездите?
Путевки в ныне заброшенные санатории, опять же. Да, не каждый год, да, путёвку надо было «выбивать», но, скажите честно, вы сейчас каждый год на отдых ездите?

Средний эшелон госдач, конечно, не получал, но вполне мог «выбить» право построить свою и кусок земли где-то под Калугой, а дальше уже лишь вопрос финансов да готовности вложить свой труд в такое дело.
Я уж не говорю про такие «мелочи» как то, что размер оплаты позволял работать медленно, вкладывая душу в каждый «объект творчества», а не штамповать середняки «на конвейере».

5. Широкий выбор заказов

Писатель мог печатать вообще что угодно, не противоречащее «линии партии», и это взяли бы в печать (гонорар — уже совсем другой разговор, но всё же).
У художника чуть похуже, но всё равно был
огромный выбор оплачиваемых заказов, от очередного Ленина до пейзажа с колхозом Ясные Горки. Не лежит душа к чему-то конкретному? Альттернативы были практически всегда.

6. Истинная свобода творчества

Кроме того, так как частная торговля в СССР была под запретом — не было места и так называемым «трендам». В личных целях каждый мог творить, что хотел (пока это, опять же, не противоречило идеям социализма), и мог выставить это «что угодно» за счёт Союза Художников пару раз за пятилетку.

Хоть «Вид на родной Тьмутараканск» рисуй, никто не обидится и голодным не останешься
Хоть «Вид на родной Тьмутараканск» рисуй, никто не обидится и голодным не останешься

Соответственно — не было и западных феноменов типа «богатые буржуи скупают сюрреализм — все штампуют сюрреализм». Каждый делал то, к чему лежала душа, даже если это не нравилось большинству (хотя в этом случае, конечно, с каждым разом выставляться было всё сложнее — «искусство должно быть понятно народу»).

7. Непревзойдённое качество гуманитарного образования

Высшие умы партии отлично понимали, что в войне пропаганды без должным образом обученных пропагандистов не победить (правда не понимали, что их программа пропаганды устарела лет так на сорок, расходится с реальностью и не работает от слова «вообще»), так что они вкладывали огромные, огромные, огромные средства в образование писателей, художников, музыкантов и «киноделов»

.Фото из открытых источников
.Фото из открытых источников

В академии и ВУЗы привлекали лучших людей, туда шло лучшее оборудование, под них «выбивали» лучшие помещения и раз в пятилетку обновляли учебный материал под самые современные веяния, что логично при вело к тому, что советское гуманитарное образование считалось одним из лучших в мире, уступая только французскому.

А что в итоге?

А что может быть в итоге? Протеряли мы всё, Людочка, и места для «гуманитариев» в прекрасной России будущего, похоже, нет. Как и для «технарей» старой закалки.

Даже дача, из которой пишутся эти строки — была построена благодаря той стране, которая давала творцам если и не дом, то хотя бы землю.
И сегодня лишь осколки прошлого всё ещё молчаливо напоминают о чём-то своём...
Даже дача, из которой пишутся эти строки — была построена благодаря той стране, которая давала творцам если и не дом, то хотя бы землю. И сегодня лишь осколки прошлого всё ещё молчаливо напоминают о чём-то своём...
За годом год дойдём до будущего мы,
Но там не свидимся с тобой... Прости, Алиса....

Лучший способ поддержать молодой канал — лайк и репост, одно без другого (почти) не работает. Также буду крайне благодарна любым комментариям: всех прочту, на всё отвечу.