Будь ты писателем, художником (как я) или композитором — советский период можно смело назвать «золотым». Тебе давали заказы, условия, поддержку и уверенность в будущем.
Сейчас же... О том, что есть сейчас я рассказывала в прошлой статье, и лучше об этом не вспоминать. Лучше вспомнить, а почему же было так хорошо тогда?
1. Стабильность
Я ставлю этот пункт перед оплатой, условиями и всем остальным по одной простой причине: он важнее.
Стабильность — это когда я знала, что не останусь без работы, знала, что у меня будет пенсия и понимала, что всегда есть куда расти, хоть до всесоюзного уровня.
Да, я не знала, когда на прилавках появятся мясо-рыба-колбаса, но по настоящему серьёзной эта проблема стала лишь когда всё начало рассыпаться руками гениальных реформаторов. И даже так — постоянных плюсов и постоянной стабильности именно для людей искусства было, пожалуй, всё равно больше, до последних дней «старого мира».
2. Союз [Вставить нужное]
Каждую творческую профессию в те незапамятные времена объединял свой «профсоюз». У нас это был, например, Союз Художников.
И он не просто «сосал деньги» из участников, а обеспечивал вполне существенную помощь.
«Сводил» писателей с издателями, организовывал выставки молодым художникам и художницам, помогал свести (гос)заказчиков с исполнителями. Можно сказать — такая себе советская биржа фриланса, только человечнее.
Но не только этим он было хорош, это ещё и «клуб единомышленников». Там как-то очень быстро образовывались «междусобойчики» друзей/знакомых/друзей знакомых, где всегда можно было поболтать, поделиться опытом и узнать из первых уст, где может «возникнуть» дефицит.
3. Дешевизна «расходников».
Тут, скорее, чисто художницкое, но не упомянуть не могу.
Все расходные материалы и некоторые инструменты субсидировались государством и стоили копейки при (до сих пор) непревзойдённом качестве. Кисти, краски, растворители, карандаши — всё это стоило раз так в пять меньше, чем сейчас.
В серьёзном дефиците и по неприличной цене была разве что белая бумага, но думаю, что это можно простить (да и полагаю, что сие было региональной особенностью плановой системы).
4. Шикарные условия труда
И снова — что было, то было.
Просто как пример — «люди искусства» верхнего эшелона могли получить госдачу, чтобы лучше творилось. В собственность (насколько это возможно по советским меркам), просто так.
Средний эшелон госдач, конечно, не получал, но вполне мог «выбить» право построить свою и кусок земли где-то под Калугой, а дальше уже лишь вопрос финансов да готовности вложить свой труд в такое дело.
Я уж не говорю про такие «мелочи» как то, что размер оплаты позволял работать медленно, вкладывая душу в каждый «объект творчества», а не штамповать середняки «на конвейере».
5. Широкий выбор заказов
Писатель мог печатать вообще что угодно, не противоречащее «линии партии», и это взяли бы в печать (гонорар — уже совсем другой разговор, но всё же).
У художника чуть похуже, но всё равно был огромный выбор оплачиваемых заказов, от очередного Ленина до пейзажа с колхозом Ясные Горки. Не лежит душа к чему-то конкретному? Альттернативы были практически всегда.
6. Истинная свобода творчества
Кроме того, так как частная торговля в СССР была под запретом — не было места и так называемым «трендам». В личных целях каждый мог творить, что хотел (пока это, опять же, не противоречило идеям социализма), и мог выставить это «что угодно» за счёт Союза Художников пару раз за пятилетку.
Соответственно — не было и западных феноменов типа «богатые буржуи скупают сюрреализм — все штампуют сюрреализм». Каждый делал то, к чему лежала душа, даже если это не нравилось большинству (хотя в этом случае, конечно, с каждым разом выставляться было всё сложнее — «искусство должно быть понятно народу»).
7. Непревзойдённое качество гуманитарного образования
Высшие умы партии отлично понимали, что в войне пропаганды без должным образом обученных пропагандистов не победить (правда не понимали, что их программа пропаганды устарела лет так на сорок, расходится с реальностью и не работает от слова «вообще»), так что они вкладывали огромные, огромные, огромные средства в образование писателей, художников, музыкантов и «киноделов»
В академии и ВУЗы привлекали лучших людей, туда шло лучшее оборудование, под них «выбивали» лучшие помещения и раз в пятилетку обновляли учебный материал под самые современные веяния, что логично при вело к тому, что советское гуманитарное образование считалось одним из лучших в мире, уступая только французскому.
А что в итоге?
А что может быть в итоге? Протеряли мы всё, Людочка, и места для «гуманитариев» в прекрасной России будущего, похоже, нет. Как и для «технарей» старой закалки.
За годом год дойдём до будущего мы,
Но там не свидимся с тобой... Прости, Алиса....
Лучший способ поддержать молодой канал — лайк и репост, одно без другого (почти) не работает. Также буду крайне благодарна любым комментариям: всех прочту, на всё отвечу.