Сегодня 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры — как по мне, самый недооцененный праздник. Посмотрите, с каким размахом отмечают День ВДВ или любой военизированный. Десятки машин с высунутыми флагами, сотни людей в форме и тысячи людей, вынужденных наблюдать за празднеством.
Почему так не празднуют сегодняшний праздник? Было бы интересно понаблюдать за простыми горожанами, водружающими на фонтан флаг с глаголицей. Но нет — язык для нас настолько скучный и обыденный, что уделять ему дополнительное время было бы расточительством.
В свои школьные гуманитарно-филологические годы особого предпраздничного волнения ни у кого не было. Да, были классные часы, тематические уроки — на этом все. В университете — отчетные мероприятия с сонными студентами на галерках.
Весьма интересно, что сразу после — 25 мая — наступает День филолога. Кажется, что именно этим людям (и то не всегда) действительно интересен предыдущий праздник.
Естественно, что я говорю лишь о светской жизни. Для людей, тесно связанных церковью, это важный праздник — поэтому празднуют его на широкую ногу. Например, центр «Вятский Посад» традиционно с размахом вспомнил и Кирилла, и Мефодия.
Возвращаясь к философии. Вот есть миллионы носителей, каждый говорит на современном ему языке славянской группы. Есть все условия, чтобы тематический праздник был если не сравним с карнавалов в Рио-де-Жанейро, то хотя бы напоминал его по масштабу. Но почему-то не выходит. Может, вообще не стоит уделять столько (почти нисколько) времени на историю языка, а сосредоточиться на современности?
Когда мы задаем подобный вопрос про историю нашей страны — не возникает ни малейшего колебания. Ведь через эту науку мы учимся на ошибках, берем опыт поколений и так далее. Но с языком подобная эквилибристика не пройдет — уж больно сильно поменялся мир.
Если у нас все еще есть монархии (Господи, храни Королеву), мы используем соответствующее слово. А вот извозчиков и гувернеров у нас уже нет — что делать с ними?
Если помните, когда-то было слово «спиннер» и даже соответствующий вращающийся предмет. Скорость его распространения была настолько велика, что могла сравниться разве что со скоростью падения частоты использования спустя пару месяцев.
А сейчас есть поп-ит, симпл-димпл, сквиш. Если вы знаете — поздравляю, вы в тренде. Если нет, то не волнуйтесь — и их скоро смоет очередной волной новых слов.
Так что в итоге делать с историей и нашим праздником? Вопрос хороший. Как мне кажется, прежде чем отвечать на него, стоило бы разобраться с нашим настоящим. Слова формируют наше мышление. Они — мост между реальностью, между людьми, между поколениями.
Да, в современном для подростков языке есть слово кринж. Их родители называли это чувство испанским стыдом. Я уверен, что и в года Кирилла и Мефодия было соответствующее слово. Чем вам не мост и историческая связь поколений?
Не хочу начинать новое противостояние славянофилов и западников, но все-таки: вы меня еще понимаете или в моем тексте недостаточно эмодзи, чтобы вы им прониклись?