«Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».» (Мф. 13: 34-35).
В Евангелии Господь часто использует для проповеди, для поучения людей притчи. В притчах Господь использует привычные для людей образы материального видимого мира, которые им были знакомы, выражающие предметы, образы с которыми они сталкивались в повседневной жизни. Например, для выражения слова Божия, использовалось семя. Царство Небесное Христос сравнивает с брачным пиром, который приготовил человек для своего сына. И другие образы знакомые людям в повседневной жизни использовал Господь. Помимо того, что что эти образы были знакомы людям, они ещё и наглядно представляли ту истину, которую хотел Господь открыть людям для их вразумления, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть её в памяти и как бы представить глазам». Святитель Иоанн Златоуст. Господь так объясняет ученикам то, почему Он говорит именно притчами: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат (Мф. 13: 10-16). Смысл притч был понятен не всем людям. Господь говорил народу притчами, а ученикам объяснял смысл притчи наедине: «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.» (Мк. 4: 33-34). Почему же Господь объяснял всё ученикам, а народу нет? Потому что Его ученики искали Царствия Божия, а эти люди не искали, они искали только земных благ, ждали Мессию, который как они думали, устроит Царство Израилю на земле. Не все могли принять Слово Божие, народ не понимал Слов Христа «Я есмь хлеб, сшедший с небес». И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: «Я сшёл с небес»? (Ин. 6: 41). Эти люди не могли понять слов Господа, потому что мыслили не духовно, а душевно, плотским мудрованием, поэтому многие роптали и уходили от Него. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.» (Рим. 8: 6-8). Они не могли принять на веру, что есть духовный мир и жизнь вечная. «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.» (Ин. 6: 64-65). А ученики Иисуса Христа имели решимость оставить всё и последовать за Господом и оставались с Ним, так как понимали, что только через Него можно обрести жизнь вечную. «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.» (Ин. 6: 68-69). Также и сейчас, Господь открывает Свою Премудрость, ищущим Царства Небесного, а не земных благ и удовольствий. И делает Он это по Своей великой милости к людям. Архиепископ Феофилакт Болгарский объясняет это тем, что этим людям, которые мыслят плотски, Господь не открывает Своих тайн, «дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного»; «а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.» (Лк. 12: 48).
Образными иллюстрациями, выражающими Премудрость Божию, являются сказки, которые также предназначены для поучения, вразумления детей и взрослых. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» А.С. Пушкин. В любой сказке заложена мудрость, которая открывается не всем, но кому дано. В сказках не только для детей поучение, но и для взрослых, которые это способны принять, ищущих Царства Небесного. «... когда-нибудь ты дорастёшь до такого дня, когда вновь начнёшь читать сказки.» Клайв Стейплз Льюис. Хроники Нарнии. В сказках также наглядно представлены образы добра и зла. Для воспитания маленьких детей очень полезно применять сказки, чтобы дети с детства понимали, что есть добро и что есть зло, почему нужно быть добрым, что доброта, любовь – это прекрасно, а зло - ужасно и наказуемо. Любая сказка наполнена большим смыслом, чем кажется. В сказках, образно, как в притчах, выражена Премудрость Божия, выражена истина Божия. Для выражения добра используются образ Ивана Царевича, Василисы Премудрой, Золушки, которая служила всем, и потом стала королевой, Бэлль, которая готова была остаться у Чудовища, вместо отца, и обрела настоящую любовь и другие образы. Для выражения зла используются образы – Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга. Кощей Бессмертный, например, образ жадности, Баба Яга – образ колдуньи, а Змей Горыныч схож с образом дьявола. Дьявол тоже называется змеем в Библии. В русских народных сказках, Змей Горыныч похищает женщин. В Библии сказано о вражде между змеем (сатаной) и женой и семенем её: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» (Быт. 3: 15). И в Откровении тоже представлен образ Церкви Христовой, в виде жены, облачённой в солнце, и сатаны, который гонит её: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.» (Ин. 12: 13).
Господь нам открывает свою истину в сказках и притчах, как детям, чтобы поучать нас в истине, потому что мы для Него дети. Он ставит нам в пример маленьких детей, которые верят в чудеса, принимают всё на веру легче, чем взрослые: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1-4). Даже в сказках для самых маленьких детей заключена Евангельская Премудрость. Например, в сказке «Репка»: «…Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут — и вытянули репку.» Именно, когда позвали самую маленькую мышку, то вытянули репку, а до этого не могли. А если вспомнить сказку «Три поросёнка». Три брата, поросёнка, резвились на полянке, а когда начало холодать, то Наф-Наф сказал братьям, что нужно построить домики. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не торопились и продолжали веселиться на полянке. Только когда начались морозы, они построили домики из соломы и веток. А Наф-Наф построил дом из камня, потому что не ленился и был умным: «Никакой на свете зверь, Не ворвется в эту дверь хитрый, страшный, страшный зверь, не ворвется в эту дверь! Я, конечно, всех умней, всех умней, всех умней! Дом я строю из камней, из камней, из камней!». Отрывок из сказки Три поросёнка. С. Михалков. Серый волк дунул на домик Ниф-Нифа из соломы и домик рассыпался, поросёнок побежал к Нуф-Нуфу. Волк постучал к Нуф-Нуфу, использовал хитрость, надев овечью шкуру, и глупые поросята открыли ему. Потом они побежали от волка к умному и трудолюбивому брату Наф-Нафу, который построил дом на камне. Каменный домик Наф-Нафа выстоял, а волк ушёл постыженным. Как этот урок напоминает слова Спасителя из Евангелия: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Мф. 7: 24-27). Ведь исполнение Слова Божия также требует немало труда, а также мудрости. В сказке также используется пример волка в овечьей шкуре, о них Господь говорит, что нужно их опасаться: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.» (Мф. 7: 15). Нам также приходят помыслы от лукавого под видом овец, на-первый взгляд добрые, поэтому надо строить дом на камне и не пускать помыслы, добрые на – первый взгляд, но противоречащие Истине – Христу: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2-е Кор. 10: 4-5). Господь говорит: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твоё благоволение.» (Мф. 11: 25-26).
Наш видимый мир тоже является образом мира невидимого духовного. В духовном мире есть Свет и тьма, и в материальном мире есть день и ночь. В материальном мире существует рассвет и закат. Утро сменяет ночь, весна сменяет зиму, солнце, радуга сменяют дождь, тучи: всё это образы, отражение духовного мира, в котором тоже бывают разные периоды, например, за Великим постом наступает Пасха (Воскресение Христово). В Ветхом завете также представлены прообразы мира духовного. Ветхозаветная Пасха, выход народа Израиля из Египта, является прообразом Новозаветной Пасхи и искупительной жертвы Христа за каждую душу христианскую, когда Христос победил смерть и ад, освободил человека от власти греха и дьявола, и открыл двери Царства Небесного. Авраам и Исаак, как прообразы Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Авраам согласился принести в жертву Исаака ради послушания Богу, не пожалел своего любимого долгожданного сына. Царь Давид и его сын царь Соломон являются прообразами Бога Отца и Иисуса Христа. «Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасёт сынов убогого и смирит притеснителя, — и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.» (Псалом 71: 1-5). Прообразами Христа являются Иосиф, которого братья продали в рабство, Иов Многострадальный. Царь Тирский, является образом дьявола: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.» (Иез. 28: 14-17). Соломон и Суламифь из Книги Песнь Песней Соломона являются образом Жениха Христа и Невесты Церкви: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне;» (Песн. 6: 3). А также Христа и верной души, ищущей Его: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» (Песн. 3: 1-3). Царь Артаксеркс – является образом Христа, царица Астинь, которая не приходила по приглашению царя, когда он звал её, поэтому и была изгнана образ – непослушной души, «Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному через евнухов. И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нём.» (Есф. 1: 12-13). А царица Есфирь, которая угодила царю – образ послушной души. «И полюбил царь Есфирь более всех жён, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец на голову её и сделал её царицею на место Астинь.» (Есф. 2: 17).
На земле человек является либо образом Божиим, либо образом Его противника - сатаны. И мы выбираем либо уподобиться Христу, проявляя ко всем милосердие, любовь, смирение, терпение и другие добродетели: «совлекшись ветхого человека с делами его, облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.» (Кол. 3: 9-10). Если Господь увидит в нас Свой образ, то тогда примет, как Своих детей, в Царство Небесное, где жизнь вечная, потому что Он Сам в себе имеет жизнь. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5: 26). Либо мы здесь на земле воплощаем противоположные качества, свойственные дьяволу, в котором нашлось беззаконие, и поэтому он был отдалён от Бога, который Свят: «Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».» (1-е Петра 1: 16). А так как в сатане нашлось беззаконие, грех, а именно гордость, то грех противоположен Богу, Который есть сама жизнь, и грех рождает смерть: «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.» (Иак. 1: 15). Поэтому в сатане смерть, и те, кто уподобляются ему рискуют подвергнуться осуждению вместе с ним. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая.» (Откр. 21: 8). Царство Небесное – это жизнь с Богом, Который Свят, поэтому и нужно избавляться от грехов. А озеро огненное, уготовано дьяволу, именно грех породил это озеро, это место без Бога, без любви: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: «и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки.» (Иез. 28: 28-29). Озеро огненное не уготовано для людей, а уготовано для дьявола и ангелов его, которым нет покаяния: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41). Каждый человек призван к святости и вечной жизни с Богом, в Царстве Небесном, каждому человеку можно покаяться. А поэтому, пока мы здесь на земле, есть время покаянию, надо поучаться в Премудрости Божией, занимая позицию ученика, поучаться в притчах, сказках, Слове Божием, и извлекать пользу из всего для своей души. Мудрый, как говорится учится на чужих ошибках, на чужом примере, представленном, например, в притчах, сказках, образах Ветхого Завета.
«Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1: 1-7).