Одна из самых завораживающих картин Сальвадора Дали - "Пылающий жираф", написанная художником в 1936 -1937 годах.
Картина выполнена в густых тёмных тонах, не свойственных художнику. Небо, которое на большинстве картин светлое и безоблачное, предстаёт перед нами в тёмном свете, с давящей атмосферой и чернотой космоса, в которую уже затянута голова женщины, стоящей на первом плане, с беспомощно растопыренными руками и состоящей из открытых ящиков, в которых уже пусто, из которых уже вынуто всё человеческое. Дальше мы видим ещё одну женщину, она будто бы девочка-инфанта разглядывает кусок сырого мяса и будто видит в нём что-то забавное, и этот кусок позже "всплывёт" в другой его картине "Испания", которая является логическим продолжением "Пылающего жирафа". А слева, поодаль, недоумённый, беззащитный, трогательный, небольшой жираф, спина которого пылает огнём предчувствия гражданской войны. И на контрасте с тёмно-синим цветом сумрака, огонь на его спине и шее становится центральной темой, а женщины - всего лишь антуражем опустошающего безумия.
А за жирафом бесцельно бродит потерянный и одинокий человек, страна которого уже повергнута в пучину братоубийственных кровопролитий.
И в этом ужас всей картины - какими бы ни были великими цели политиков или отдельных групп, что разжигают войну, каким бы не был опустошающим конфликт для страны, главный проигравший в нём - обычный человек, рабочий, пахарь, кузнец или фермер. Их политика одна - дайте нам спокойно работать и кормить свои семьи, а вечером отдохнуть, глядя на яркие звёзды. Но чем дальше идёт развитие человечества, тем меньше места каждому из нас, тем больше конфронтации на тему прав-неправ, тем ожесточённее религиозные конфликты и всё больше "знающих" как будет лучше всем.
Но когда горят жирафы - в их огне сгорают человеческие жизни.
Из женщин торчат странные крюки, как удручающее уродство прекрасного, а подпорки, которые поддерживают женщин - словно наспех сделанный ремонт, пока ведь не до "капиталки", пока для мира же "и так сойдёт". Наш мир хромает, мир на костылях, а у него отбирают и последние, нелепые подпорки. Лишь ветер в головах, с зелёными ростками у инфанты в голове, нам говорит, что может быть, Земля очиститься от Человека хочет? А дальше будет всё в порядке...
Картина завораживает и не отпускает, однажды понимаешь, что рассматриваешь её вновь и вновь, и каждый раз открываешь что-то новое для себя, в этом кусочке 35 х 27 сантиметров, хранящемся в Базеле.