Задумывались ли вы когда-нибудь почему в одном классе по-разному усваивают разные предметы? Почему кому-то легко даются гуманитарные, а другим математические науки? Почему кому-то необходимо постоянное общение, а кто-то с удовольствием уединится, чтобы внимательно разглядывать красоту луж после дождя?
Все в дело в направленности мышления и восприятии мира. Теорию множественного интеллекта выдвинул американский психолог Говард Гарднер еще в 1983 году. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что все люди предрасположены к разным занятиям. При этом он не утверждает, что интеллект человека, который хорошо решает математические задачки выше, чем у того, кто увлекается ботаникой. Он говорит про разный тип мышления и восприятие мира.
Рассказываю, какие бывают типы интеллекта.
Гарднер выделяет 7 типов интеллекта, и говорит, что они равноценны между собой.
- пространственно-визуальный;
- лингвистический;
- музыкальный;
- межличностный;
- внутриличностный;
- натуралистический;
- логико-математический;
- телесно-кинестетический;
- экзистенциальный.
Пространственно-визуальный
Люди с таким типом интеллекта имеют очень хорошее воображение и очень любят фантазировать. Они легко ориентируются в пространстве, могут запомнить карту и визуализировать ее в голове. Люди с преобладающим таким типом интеллекта хорошо запоминают лица, картины, или страницы с текстом.
Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, дизайнера, стилиста, скульптора, а еще, кстати, водителю.
Лингвистический
Люди с таким типом мышления любят читать книги и рассказывать истории, у них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким людям нравится изучать иностранные языки. Люди, которым присущ этот тип интеллекта, прекрасные ораторы, они умеют удерживать внимание публики.
Дети с преобладающим лингвистическим интеллектом быстро начинают читать, им легко дается азбука. Обладатели такого типа интеллекта прекрасные писатели, журналисты, политики и переводчики. Им также подходят профессии учителей словесности, тренеров, телеведущих, юристов.
Музыкальный
Люди с преобладающим музыкальным типом интеллекта хорошо разбираются в музыке, любят играть на музыкальных инструментах, потому что хорошо чувствуют ритм. Они быстро на слух запоминают мелодии, и стихотворения.
Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.
Межличностный
Это те люди, кто быстро находит общий язык с другими людьми. Они хорошо распознают чувства людей, улавливают их настроение, испытывают высокую эмпатию к другим людям.
Из них вырастают прекрасные чуткие руководители, общественные деятели, учителя, врачи, психологи, волонтеры, спасатели.
Внутриличностный
Мы называем таких людей интровертами. Они тоже хорошо распознают чувства, но не чужих людей, а свои. Такие люди очень организованы. Они любят упорядочивать свою жизнь и следовать правилам, видят свои слабые и сильные стороны, и знают, чего хотят.
Психолог, учитель, философ, историк - такие профессии выбирают люди с преобладающим внутриличностным интеллектом.
Натуралистический
Таких людей больше всего интересует устройство окружающего мира. Это те люди, кто любит провести выходные на природе в палатке.
Из детей с развитым натуралистическим интеллектом получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.
Телесно-кинестетический
Такие люди любят использовать все части тела для выполнения задач: качаться на стуле, теребить волосы. Такие люди любят спорт, и обычно имеют подтянутую фигуру, потому что постоянно двигаются. Дети с этим типом интеллекта раньше всех начинают ездить на двухколесном велосипеде. Они не могут усидеть на одном месте, про них обычно говорят “шило в одном месте”.
Люди с таким типом интеллекта хорошие спортсмены, танцоры, пожарные, жонглеры.
Логико-математический
Это проявление логического и абстрактного мышления. Такие люди быстро могут сопоставить предметы, не имея их в поле зрения, легко могут найти причинно-следственную связь методом дедукции.
Профессия у таких людей обычно связана с наукой. Это прекрасные математики, физики, ученые, программисты.
Экзистенциальный
Характеризуется глобальным мышлением с точки зрения мироздания, религии, философии. Такие люди часто задаются вопросами смысла жизни, смерти.
Люди с таким интеллектом часто становятся священниками, философами или преподавателями йоги.
В заключении хочу сказать, преобладающий тип интеллекта дает подсказку, какой путь обучения больше подходит конкретному ученику, чтобы лучше развивать его сильные стороны. Обычно у детей преобладает 3-4 типа интеллекта, а для “включения” в работу других типов нужны будут усилия.
Также хочу заметить, что плохие оценки в школе не говорят о низком интеллекте ребенка, а говорят только о том, что система образования не нацелена на развитие каждого отдельного ученика, а с помощью оценивания приравнивает всех под “одну гребенку”, но ученик с плохими оценками имеет столько же шансов стать успешным, что и отличник.
_________________________
Подписывайтесь на мой телеграм канал для родителей школьников, там я пишу про образование, репетиторство и даю полезные советы родителям школьников.
Подписывайтесь на мой телеграм канал для репетиторов, там я делюсь полезной информацией про методику, организацию работы, а также новости про образование.