Найти в Дзене

Почти как «бьюик»: почему «почти» и причём здесь русский шпион?

Почти как «бьюик» – роман всем известного мастера Стивена Кинга. Книга, написание которой растянулось на несколько лет и едва не оборвалось из-за трагедии, случившейся с писателем. История родилась из мелочи – небольшого дорожного происшествия, о котором Стивен подробно рассказал в послесловии к книге. Кратко говоря, мужчина едва не свалился в реку, пока его автомобиль стоял на заправке. Событие, по своей сути не самое значительное, натолкнуло его на идею и вылилось в завязку истории: на маленькую заправку в штате Пенсильвания попадает автомобиль – дьявольски красивый Бьюик Роудмастер 1953 года, роскошный, будто только сошёл с конвейера. Водителем его оказался загадочный мужчина, в летнюю жару облаченный в пальто и шляпу, с акцентом, подозрительно напоминающим русский."С маслом порядок" – крикнул незнакомец заправщику и исчез. А бьюик, прекрасный, но отличающийся от обычной машины как бриллиант отличается от самой искусной подделки, остался. Такова завязка истории. Большая часть книги
1953 Buick Roadmaster
1953 Buick Roadmaster

Почти как «бьюик» – роман всем известного мастера Стивена Кинга. Книга, написание которой растянулось на несколько лет и едва не оборвалось из-за трагедии, случившейся с писателем.

История родилась из мелочи – небольшого дорожного происшествия, о котором Стивен подробно рассказал в послесловии к книге. Кратко говоря, мужчина едва не свалился в реку, пока его автомобиль стоял на заправке. Событие, по своей сути не самое значительное, натолкнуло его на идею и вылилось в завязку истории: на маленькую заправку в штате Пенсильвания попадает автомобиль – дьявольски красивый Бьюик Роудмастер 1953 года, роскошный, будто только сошёл с конвейера. Водителем его оказался загадочный мужчина, в летнюю жару облаченный в пальто и шляпу, с акцентом, подозрительно напоминающим русский."С маслом порядок" – крикнул незнакомец заправщику и исчез.

А бьюик, прекрасный, но отличающийся от обычной машины как бриллиант отличается от самой искусной подделки, остался.

Такова завязка истории.

Большая часть книги повествует о прошлом от лица персонажей, что существуют в настоящем – они рассказывают историю, будто бы складывают пазл, частички которого собирали десятилетия. Этим писательским приёмом книга не удивляет, многие авторы используют его, но стоит заметить, как виртуозно Стивен Кинг им оперирует. Он проводит между временем неуловимую грань, когда пишет "сказал человек, который пять лет спустя умер в собственном гараже". Автор не боится сделать собственному читателю спойлер. Он, наоборот, предупреждает о том, что ещё не произошло по ходу истории.

На протяжении всей истории Кинг не брезгует повторениями. Слов. Фраз. Целых предложений. Ими он давит на педаль воображаемой машины, на которой мчится читатель к финалу истории. Чем больше эмоций, тем сильнее он вжимает педаль и чаще повторяет факты и фразы. О тех же белых дисках на колесах почти как «бьюика» он говорит за всю книгу не менее пяти раз – для такой незначительной детали в книге на четыре сотни страниц – это слишком часто. Но нужный эффект данное замечание вызывает. Читатель обращает на это своё внимание, с каждым разом всё больше убеждаясь – эта мелочь, почему-то, пугающа.

Так почему «почти»? Почти, потому что «бьюик роудмастер» - не похож на машину. Он словно невероятного мастерства подделка, доведенная до совершенства в той степени, что к нему даже не прилипает пыль. Автомобиль стоит в гараже, словно музейный экспонат и смотрит на посетителя. Изучающе и злорадно.

Кинг не был бы собой, если бы не поместил в историю ужас и необъяснимое. В этом романе необъяснимое – это сам бьюик и то, что он "порождает". А ужас – то, что ощущают жители книги от встречи с этим.

Книга наполнена мистикой, но не менее мистическим выглядит жизнь писателя во время написания этой истории. Как уже говорилось в начале, идея пришла к нему во время несчастного случая во время поездки. И чуть не пришла к концу из-за такого же случая. Стивен Кинг попал в аварию, в которой едва не погиб и оказался прикован к коляске на несколько месяцев по вине пьяницы на дороге. Один из его персонажей оказался в подобной ситуации. Писатель же не воспринимает эти события пугающими и паранормальными – по его же словам, он обличил их в полезный опыт и книгу, переработав всё в то, что стало в конечном итоге «Почти как «бьюиком».

Нет особого смысла петь дифирамбы мастерству автора – он известен, о его таланте, хороших чертах и недостатках говорили сотни людей. Но пару слов о том, как виртуозно он работает со словами сказать все же стоит. На примере персонажей.

То, как он подумывает мир и его обитателей – в этом чувствуется жизнь, простота и вместе с тем сложность, которая присуща реальному миру. Какую бы невероятную мистику он не писал, его персонажи живые и настоящие. Их мыслям и ощущениям, их поступкам и нервным срывам веришь. Стивен Кинг знаменит тем, как создаёт нарастающее чувство тревоги, как без осторожности пишет такие ужасные вещи, что локти зудят, но в книгах у него вместе с этим ощущается уют. Там может быть страшно и безумно, но персонажи - они домашние, настоящие и с ними тепло.

Данный роман не занимает таких высоких позиций, как всем известная «Керри» или «Оно», но он нисколько не уступает им по качеству и стилю. Если вы начинаете знакомство с этим писателем и ищите книгу, с которой его можно начать – "Почти как бьюик" отличный вариант.

Хорошего вам чтения и, надеюсь, вы оцените эту историю по достоинству.

Ваша Эллиот М.