Найти тему
Вещи и сны

Как же привить ребенку эту любовь к чтению? А никак

Оглавление

Любовь к чтению - как дар, как талант. Либо есть, либо нет. Может, конечно, где-то спит глубоко, тогда есть шанс, что рано или поздно проснется...

14 лет назад я была уверена на 200%, что у меня вырастет читатель с большой буквы. Я ведь сама такая, значит и ребенок обязательно будет таким же! Как я ошиблась! И ведь меня не смутил тот факт, что в нашей читающей семье у меня совершенно нечитающая сестра! Хотя воспитывали нас родители одинаково! А итог разный - я запойный читатель. Читаю много до сих пор. Сестра от силы книги три в жизни (!!!) прочитала...

Правила правильно взращенного читателя я определила следующие:

1. Читать много ребенку вслух.

И я читала. С рождения. А сын внимательно слушал.

Ежедневное семейное вечернее чтение у нас было до тех пор, пока ребенок сам не сказал: "Все. Не хочу". А сказал он это в 13 лет. Сейчас читаю ему вслух только по его желанию (это происходит редко).

2. Включать аудиосказки.

О, как же я любила в детстве эти прекрасные советские аудиосказки! Почти все до сих пор помню наизусть! Тогда мы их слушали на пластинках.

Сыну закачала много-много аудиосказок и включала когда была занята, или когда он занимался самостоятельной деятельностью (например, Лего собирал). Еще у нас есть аудиодиски, которые сын лет с семи стал сам ставить себе для прослушивания. Его любимые авторы были: Андерсен, Крылов и Гоголь.

3. Собрать идеальную детскую библиотеку.

Здесь скорее всего воплощала свою детскую мечту. Книгу у нас было много, но в библиотеке-то больше! А мне хотелось как в библиотеке! Я ходила туда очень часто, книг брала много и читала, читала...

И вот, собрала я дома уникальную, на мой взгляд, детскую библиотеку. Лучшие авторы! Лучшие иллюстрации, лучшие издания!

Но! Не учла один самый важный момент! Я собирала те книги, которые нравились МНЕ. Я не дала сыну почувствовать вот "то самое", когда книг мало, а хочется еще, хочется больше. И ты идешь за ними в библиотеку и выбираешь САМ! За него выбирала я. Хотя, конечно, формально я его спрашивала, что тебе почитать? Что ты хочешь почитать. Но... все же, это не то... не так, как было у меня в детстве...

А в подростковом возрасте от сына услышала, что... читать у нас .... НЕЧЕГО! Нечего.... Потому что он эти книги не просил, не выбирал, не мечтал о них...

Фото библиотеки автора блога.
Фото библиотеки автора блога.

4. Самостоятельное чтение.

Учить читать мне сына не пришлось. Читать он научился сам. осваивая заинтересовавшее его письмо. Писал мне записочки, пожелания, так постепенно и научился читать (я потом узнала, оказывается, есть такая даже специальная методика). Т.е. обучение прошло гладко с приятными эмоциями. А вот меня мама учила читать через слезы, жестко. За неделю до школы посадила за "Азбуку" и учила так, что я никак не могла понять КАК ЭТО - ЧИТАТЬ. Я рыдала в голос, но никак, никак не могла прочесть это слово - "Родина". Дочитывала до "Род-", а дальше каких только слов на "Род-" не придумывала! Мама злилась, я рыдала....

Но ту радость, которую я испытала от осознания ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ - вот этого, как я наконец-то произнесла "Ро-ди-на" и до меня дошло, что это не "роддом", не "родня" написано, а вот конкретное слово "Родина" и я его ПРОЧИТАЛА и ПОНЯЛА, что это точно оно; вот ту радость я помню до сих пор. Мне кажется, она и сейчас озаряет мой читательский путь.

Он читал мне вслух каждый день

А что сын? Читать сын научился. Далее моя задача была - научить читать бегло. И я научила - он читал мне вслух каждый день. К концу первого класса он читал как взрослый. И с прекрасной изумительной интонацией. Ему нравилось читать вслух.

Каждый день он так читал лет до 12... Потом заартачился, вслух перестал, а "про себя" только по напоминанию (слушал при этом все также охотно). К этому времени я уже точно знала - мой сын не любит читать... Да, по моему наущению он прочтет книгу и даже сочтет ее интересной, но сам не возьмет.

Читает только когда НАДО

Он не испытывает удовольствия от чтения, он читает только когда ТААК НАДО, что не отвертишься... И искать свою, ту самую, нескучную книгу у него совсем нет желания.

Что все же хорошо?

Хорошо все же то, что его читательский багаж неизмеримо больше чем у тех, с кем родители так не возились как я. Нечитающих детей сейчас масса. А вот тех, кто не читает, но знаком с солидным пластом литературы - мало. Я рада, что мой сын хоть что-то, но успел ухватить из литературной сокровищницы.

Ну и надежда, что он все же когда-нибудь полюбит чтение так, как люблю его я, все же остается. ...

Фото библиотеки автора блога.
Фото библиотеки автора блога.