Любовь к чтению - как дар, как талант. Либо есть, либо нет. Может, конечно, где-то спит глубоко, тогда есть шанс, что рано или поздно проснется...
14 лет назад я была уверена на 200%, что у меня вырастет читатель с большой буквы. Я ведь сама такая, значит и ребенок обязательно будет таким же! Как я ошиблась! И ведь меня не смутил тот факт, что в нашей читающей семье у меня совершенно нечитающая сестра! Хотя воспитывали нас родители одинаково! А итог разный - я запойный читатель. Читаю много до сих пор. Сестра от силы книги три в жизни (!!!) прочитала...
Правила правильно взращенного читателя я определила следующие:
1. Читать много ребенку вслух.
И я читала. С рождения. А сын внимательно слушал.
Ежедневное семейное вечернее чтение у нас было до тех пор, пока ребенок сам не сказал: "Все. Не хочу". А сказал он это в 13 лет. Сейчас читаю ему вслух только по его желанию (это происходит редко).
2. Включать аудиосказки.
О, как же я любила в детстве эти прекрасные советские аудиосказки! Почти все до сих пор помню наизусть! Тогда мы их слушали на пластинках.
Сыну закачала много-много аудиосказок и включала когда была занята, или когда он занимался самостоятельной деятельностью (например, Лего собирал). Еще у нас есть аудиодиски, которые сын лет с семи стал сам ставить себе для прослушивания. Его любимые авторы были: Андерсен, Крылов и Гоголь.
3. Собрать идеальную детскую библиотеку.
Здесь скорее всего воплощала свою детскую мечту. Книгу у нас было много, но в библиотеке-то больше! А мне хотелось как в библиотеке! Я ходила туда очень часто, книг брала много и читала, читала...
И вот, собрала я дома уникальную, на мой взгляд, детскую библиотеку. Лучшие авторы! Лучшие иллюстрации, лучшие издания!
Но! Не учла один самый важный момент! Я собирала те книги, которые нравились МНЕ. Я не дала сыну почувствовать вот "то самое", когда книг мало, а хочется еще, хочется больше. И ты идешь за ними в библиотеку и выбираешь САМ! За него выбирала я. Хотя, конечно, формально я его спрашивала, что тебе почитать? Что ты хочешь почитать. Но... все же, это не то... не так, как было у меня в детстве...
А в подростковом возрасте от сына услышала, что... читать у нас .... НЕЧЕГО! Нечего.... Потому что он эти книги не просил, не выбирал, не мечтал о них...
4. Самостоятельное чтение.
Учить читать мне сына не пришлось. Читать он научился сам. осваивая заинтересовавшее его письмо. Писал мне записочки, пожелания, так постепенно и научился читать (я потом узнала, оказывается, есть такая даже специальная методика). Т.е. обучение прошло гладко с приятными эмоциями. А вот меня мама учила читать через слезы, жестко. За неделю до школы посадила за "Азбуку" и учила так, что я никак не могла понять КАК ЭТО - ЧИТАТЬ. Я рыдала в голос, но никак, никак не могла прочесть это слово - "Родина". Дочитывала до "Род-", а дальше каких только слов на "Род-" не придумывала! Мама злилась, я рыдала....
Но ту радость, которую я испытала от осознания ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ - вот этого, как я наконец-то произнесла "Ро-ди-на" и до меня дошло, что это не "роддом", не "родня" написано, а вот конкретное слово "Родина" и я его ПРОЧИТАЛА и ПОНЯЛА, что это точно оно; вот ту радость я помню до сих пор. Мне кажется, она и сейчас озаряет мой читательский путь.
Он читал мне вслух каждый день
А что сын? Читать сын научился. Далее моя задача была - научить читать бегло. И я научила - он читал мне вслух каждый день. К концу первого класса он читал как взрослый. И с прекрасной изумительной интонацией. Ему нравилось читать вслух.
Каждый день он так читал лет до 12... Потом заартачился, вслух перестал, а "про себя" только по напоминанию (слушал при этом все также охотно). К этому времени я уже точно знала - мой сын не любит читать... Да, по моему наущению он прочтет книгу и даже сочтет ее интересной, но сам не возьмет.
Читает только когда НАДО
Он не испытывает удовольствия от чтения, он читает только когда ТААК НАДО, что не отвертишься... И искать свою, ту самую, нескучную книгу у него совсем нет желания.
Что все же хорошо?
Хорошо все же то, что его читательский багаж неизмеримо больше чем у тех, с кем родители так не возились как я. Нечитающих детей сейчас масса. А вот тех, кто не читает, но знаком с солидным пластом литературы - мало. Я рада, что мой сын хоть что-то, но успел ухватить из литературной сокровищницы.
Ну и надежда, что он все же когда-нибудь полюбит чтение так, как люблю его я, все же остается. ...