Классная дама моего ученика-второклассника заимела на малыша зуб, большой и ядовитый. Ей не нравится, что вместо стишков про «лютики-цветочки» он с большим чувством декламирует наизусть Евгения Онегина. Но мальчонка-то чуть не плачет – она не ставит ему за сочинения заслуженные пятёрки.
Мне, трудно спорить со школьными преподавателями – нас репетиторов они не уважают и не жалуют своим высоким вниманием. Встречаться для разговора «с частником» учительница отказалась наотрез. Пришлось направить такое письмо, чтобы прояснить наши педагогические взгляды заочно и объяснить свой подход к обучению подопечного.
«Уважаемая Мария Ивановна! Как Вы считаете, зачем люди читают художественную литературу? Обычно отвечают - чтобы получать информацию для развития. Но вот беда, учёные провели сравнение литературных произведений 19 века и нынешнего времени, и с ужасом обнаружили, что всего за 200 лет человечество заметно поглупело. Оказывается, умение различать и складывать буквы, не помогает умственному прогрессу...
Что же необходимо для того, чтобы кто-то потратил драгоценное время на прочтение написанного школьником текста, и отметил это сочинение среди других? Дело в том, что хорошее литературное произведение воспринимается внутренним зрением нашего мозга как череда живых картин, то есть как ментальный фильм, как зрелище. А ещё древние римляне яростно требовали от власти: «Хлеба и зрелищ!».
Почему же зрелища приравнивали к пище? При голодании желудочно-кишечный тракт останавливается уже на третьи сутки, и если съесть кусок хлеба через неделю может наступить смерть, но вовсе не от истощения – застрявшая в кишечнике пища разлагается, организм отравляется и человек умирает.
Точно также, если не нагружать регулярно наш «эмоциональный тракт» – он тоже быстро «останавливается», и человек может погибнуть, скажем, если испугается недостаточно сильно, чтобы успеть убежать при встрече, скажем, с медведем. Известно, эмоциональный стресс удесятеряет силы...
Человек не может существовать без других людей – родственников и друзей, которые помогают в трудную минуту. И если он не научится выражать свои искренние тёплые чувства к ним, будет равнодушен или холоден, он рискует потерять их поддержку, а, значит, может подвергнуть себя опасности в самой неожиданной ситуации.
Эмоции помогали выжить – быстро убежать от хищника, своевременно обрадоваться сородичам, проявить любовь к семье, отважно броситься на врага, и тому подобное. Те племена, где люди были эмоциональными – дружными и смелыми, выжили, а ватаги апатичных существ погибли.
Оказывается, сильные переживания помогают человеку существовать в агрессивном окружении вечно враждебного мира, поэтому, поддержание тонуса эмоциональной сферы с помощью регулярной «встряски», стало насущной потребностью.
Так произошёл естественный отбор, и современный человек охотно взбадривает себя не только грубыми зрелищами спортивных состязаний, телесериалов, компьютерных игр, но и утончённым наслаждением чтения художественной литературы.
Книги, как и другие «развлечения» – фильмы, театральные постановки, спортивные состязания – искусственно возбуждают в наших душах «страдания и страсти», и тем самым безопасно удовлетворяют потребность человека в тренировке его эмоциональной сферы.
Таким образом, если мы хотим, чтобы сочинения читали с удовольствием, а учителя ставили за них отличные отметки, нужно их писать так, как это вызывает максимальные эмоции. То есть, с соблюдением правил драматургии. Мой ученик так и пишет... Кажется, вот чему следует учить наших школьников…»
К сожалению, ответа на своё письмо я не дождался, и до сих пор не знаю, как надо оценивать школьные сочинения.
А как считаете вы, уважаемый читатель?