Отношений в школе целый клубок: учителя-дети, между учителями, между детьми, администрация-учителя, администрация-дети, администрация-родители, родители-дети, родители-родители, но самые интересные и спорные, неоднозначные и всегда неповторимые – это отношения между учителями и родителями.
Эти учительско-родительские отношения очень долгоиграющие, им столько времени, сколько существует институт школьного образования, т.е. сосчитать невозможно. Они с годами претерпевали большие изменения вместе с тем, как менялась школа.
Родители делятся на несколько разных категорий:
- учитель всегда прав;
- школа должна;
- вы придираетесь и не любите моего ребенка;
- звонки учителю регулярно и подарки к каждому празднику;
- полная апатия родителей к ребенку и школе;
- сдать в школу на «передержку».
Отношения между учителем и родителем зависят как от учителя, так и родителя, конечно. Сколько терпения, выдержки и такта, деликатности и внимания нужно учителя, чтоб его кандидатура устроила любого родителя. Ан, нет! Все равно, найдется тот один-единственный, которому будет все не так! Учитель не ошибется, если в общении с родителем выбирает демократический стиль общения.
В случае конфликтного варианта таких отношений есть три варианта развития событий.
1) Родитель скандалит по любому поводу (и чаще без) с учителем;
2) Родитель пишет жалобы администрации школы и в департамент;
3) Родитель громко хлопает дверью и уходит с ребенком в другую школу;
Обе стороны конфликта объективно не должны спорить, ведь обе эти стороны заинтересованы в одном и том же, в ребенке (все для ребенка, во имя и ради него). И перед тем, как принимать резкие решения, о которых потом чтоб не пришлось жалеть, неплохо бы поискать компромисс. Конечно, компромисс. Сложность ситуации в том, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками инцидента сию минуту не могут.
Формально учителю и родителям делить нечего: обе стороны должны заботиться о благе ребенка. Но реально эта схема мгновенно рассыпается под грузом объективных и субъективных факторов. Третий участник конфликта – это ребенок, ученик. Часто его отношение к проблеме вообще не выясняют. Он и рад все прекратить и забыть, а взрослые уже втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только вредят ребенку, усугубляют его дискомфорт.
Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам
Школьный конфликт похож на любой другой. Можно попытаться повлиять на ситуацию или выйти из нее. За ребенка решают родители, а расплачиваться за этот выбор и за результаты действий родителей будет он сам.
Влиять можно по-разному. Родители могут выбрать откровенное давление: скандал после уроков, жалоба администрации или угроза жалобой. Реакция возможна любая: даже робкий учитель, который не будет откровенно отыгрываться на ребенке, проявляет свою неприязнь в интонациях, безобидных замечаниях, которые чутко ловят дети. А уж дети (современные, жестокие) не упустят момента поддеть того, кто находится в конфронтации с учителем.
Может произойти и так, что раздраженный учитель сознательно отыгрывается на ученике. У учителя достаточно средств и власти, чтобы сделать пребывание ребенка в классе невозможным, тяжелым и невыносимым, даже не выходя из формальных рамок, все в рамках закона.
Конечно, когда учитель-родитель, это союзники и единомышленники, все проблемы решаемы. Не на общем родительском собрании, только в индивидуальной беседе. Говорим не об отношении к ребенку, а к ситуации. Уметь выслушать и родителя, и ребенка. Обязательно найти, за что похвалить, поддержать, поощрить. И только потом разбираться, после того, когда вы уже по одну сторону проблемы. И решение тут же найдется само собой! Учитель делает первый шаг, как профессионал, как более опытный, ведь это его работа. Все получится, если в это верить и искать пути решения, а жизнь подскажет. Ведь дети – этот «наше все», это достояние!