Найти тему

Что же все-таки случилось с самолетом Ryanair и бывшим редактором телеграм-канала Nexta Протасевичем?

Андрей Правов

Ситуация вокруг самолета ирландской авиакомпании Ryanair, совершившего вынужденную посадку в Минске и ареста белорусскими властями находившегося на его борту бывшего редактора телеграм-канала Nexta Романа Протасевича является центральной темой многих мировых СМИ. В том числе и российских.

Самолет
Самолет

Некоторые авторы статей ставят многочисленные вопросы относительно того, что же все-таки произошло. А некоторые утверждают, что и без вопросов все ясно: это, дескать, президент Белоруссии Александр Лукашенко «в очередной раз показал свое истинное и ужасное лицо».

Тем не менее, на мой взгляд, правы все-таки те журналисты, которые указывают, что во всем произошедшем следует разобраться.

Как известно, вечером в воскресенье, 23 мая, экипаж самолета ирландской авиакомпании Ryanair, следовавшего по маршруту Афины – Вильнюс, находясь в воздушном пространстве Белоруссии, неожиданно получил от диспетчера указание совершить экстренную посадку в Минске. Объяснялось это указание тем, что, дескать, по имевшимся у белорусов сведениям, на борту самолета могла находиться бомба. В результате тщательного обыска самолета никакой бомбы обнаружено не было. Зато задержанию подверглись двое пассажиров - Роман Протасевич и сопровождавшая его подруга София Сапега.

Как рассказали позже очевидцы, узнав о том, что самолет совершает посадку в Минске, Протасевич сильно побледнел и сообщил окружающим, что в Белоруссии его «ожидает смертная казнь».

Сейчас многие сторонники обвинения во всем произошедшем Александра Лукашенко даже указывают на его некий сговор с экипажем самолета, который, по многим оценкам, даже получив информацию о бомбе, должен был бы все-таки следовать не в Минск, а в Вильнюс. Ведь самолет, дескать, в это время находился уже ближе к столице Литвы. Однако, как указывают некоторые эксперты, в тот момент лайнер все-таки контактировал именно с минским диспетчером, так как находился еще над территорией Белоруссии. Если бы он уже пересек границу с Литвой, то, несомненно, имел бы дело уже с диспетчером из Вильнюса и запросил бы посадку уже в литовской столице.

То есть никакого «злого умысла» экипаж ирландского самолета точно не имел. И его пилоты и стюардессы вряд ли вообще на тот момент что-то слышали о существовании Романа Протасевича, его подруги и телеграм-канале Nexta.

Возникает вопрос: могли ли власти Белоруссии воспользоваться ситуацией? Очевидно, что могли. Тем более, что, по некоторым данным, Сапега перед вылетом из Афин сделала селфи с Протасевичем и отправила его в соцсети, с рассказом о том откуда, куда и когда они вместе летят.

Мог ли Александр Лукашенко стремиться задержать Протасевича? Опять же, безусловно да, мог. Ведь на данного молодого человека в Белоруссии заведено уголовное дело по обвинению в организации массовых беспорядков и «возбуждение социальной вражды» к представителям власти и милиции. Он включен в белорусский список «лиц, причастных к террористической деятельности».

Действительно, телеграм-канала Nexta играл одну из ведущих ролей во время антиправительственных акций, имевших место в Белоруссии несколько месяцев назад. Он призывал молодежь к борьбе против режима, к отстранению от власти президента Лукашенко. А, по некоторым данным, даже давал советы участникам акций по какому маршруту направляться и какие лозунги выкрикивать.

Как мне кажется, за подобные призывы призвать их авторов, что называется, к ответу могут власти очень многих стран. Достаточно взглянуть, например, на то, что происходит с американцами, осмелившимися выйти на знаменитый «штурм Капитолия» в январе этого года.

Вот Протасевич и был заявлен в международный розыск. И попался.

Возникает, естественно, вопрос: неужели белорусской власти так сильно повезло, что разыскиваемый ими субъект случайно оказался среди пассажиров самолета, совершившего вынужденную посадку в Минске? Или все-таки возможно допустить, что все было подстроено заранее?

Честно скажу, точного ответа на данный вопрос я не знаю. Допустить можно разные варианты. Нужны доказательства. Однако, на мой взгляд, вопрос этот не так уж и важен. Хотя довольно многие западные СМИ и ставят его в центр всего произошедшего.

Но, господа, указывая сейчас на «коварство» белорусского «Батьки», вы почему-то даже не допускаете, что данный вариант поведения, если вдруг это и так, может оказаться лишь бледным отражением в зеркале того, что вот уже на протяжении многих лет вытворяют те же американцы. А вместе с ними и представители некоторых стран, которые они поддерживают. И все безнаказанно.

Ведь вариант с принуждением ирландского самолета к посадке и его досмотр является только «бледной копией» того, что происходило, например, 2 июля 2013 года с самолетом президента Боливии Эво Моралиса. Помнится тогда, как уже ясно не без участия США, он совершил вынужденную посадку в Вене. Американцы искали своего беглого бывшего сотрудника спецслужб Эдварда Сноудена. Посадили боливийский самолет в столице Австрии, но промахнулись – Сноуден остался в Москве. В этом разница ситуации. И еще в том, что в случае с Моралисом американцы вообще принудили к посадке в чужой стране самолет президента иного государства. Поэтому и нынешняя ситуация – лишь «бледная копия» происшедшего тогда.

Такому поведению «старшего брата» уже подражают и младшие «союзники». Стоит, например, вспомнить, историю с 33 «вагнеровцами», которые чудом избежали ареста. Ведь, как стало ясно, украинские спецслужбы пытались организовать посадку в Киеве самолета, в котором они должны были находиться. Смысл операции – осудить российских граждан за «убийство украинских военнослужащих», конкретно за участие в боях на Донбассе на стороне ополчения.

В принципе же, когда США намереваются кого-то задержать, то никаких «тормозов» для них не существует. Так в Таиланде еще в марте 2008 года был арестован российский гражданин Виктор Бут. Сейчас он отбывает в США 25-летнрй срок наказания в американской тюрьме. Обвинение – торговля оружием. До конца обвинение не доказано, но это ничего не значит. Равно как и в случае опять же с российским гражданином летчиком Виктором Ярошенко. Он был арестован спецслужбами США в Либерии и отбывает наказание опять же в американской тюрьме. Обвинение – транспортировка крупных партий кокаина. Опять же, точных доказательств нет. Но это ни на что не влияет.

Подобные истории можно продолжить. Так что, если Александр Лукашенко и решил обманом посадить самолет с Протасевичем в Минске, он всего лишь пошел по пути, уже проторенном многими другими политиками. Хотя на данный момент прямых доказательств его такого решения нет.

Меня лично часто удивляет логика наших западных «друзей», «партнеров», «союзников» или «противников». В разные времена их называли по-разному. Но линия поведения у них всегда была примерно одна и та же – «мы, дескать, можем поступать как считаем нужным, но, если то же самое попытается делать кто-то другой, его следует строго наказать». Конкретно – санкциями. То есть в данном случае это означает, что, например, те же США имеют полное право «сажать чужие самолеты» там, куда они скажут, арестовывать граждан других стран, причем опять же даже на чужих территориях, судить их и так далее. Эти люди, дескать, опасны для Америки. И все тут! Но если какая-то иная страна задерживает человека, опасного для нее, но в котором эта самая Америка заинтересована, то поднимается несусветный шум. Как это? По какому праву? Демократия в опасности. И так далее.

Ведь, если разобраться, имеет ли право тот же Александр Лукашенко расценить поведение Роман Протасевича и его телеграм-канала Nexta как враждебное? Как опасное для его государства? Или, еще более конкретно, враждебное и опасное для его режима? Мне кажется, что да, имеет. Отсюда и задержание Протасевича.

Что же касается вынужденной посадки ирландского самолета в минском аэропорту, то, во-первых, еще надо доказать, что целью этих действий было именно задержание оппозиционера, а вовсе не опасность взрыва. А во-вторых, если это и так, то, на мой взгляд, всю эту историю следовало бы внести в учебники работы спецслужб как удивительно успешную и оперативную. Ведь, согласно информации, с момента как подруга Протасевича опубликовала свое селфи с ним в соцсетях до момента задержания прошло совсем немного времени – всего несколько часов полета.

Вот до чего доводит стремление лишний раз сделать «удачное селфи», «подольше быть в центре внимания» и получить побольше «лайков» в соцсетях.

А вы как считаете?