Само понятие «рок-опера» - это уже какое-то волшебство, мистика и полнейший несходняк. Ну как такое вообще может быть?! Рок – музыка протеста, здесь слышен грохот улиц и смех простых рабочих людей. Опера же вся такая противоположная – дорогая, помпезная, сладкая и гладкая музыка растолстевших буржуа. Казалось бы, нет никаких точек соприкосновения, и не будет никогда, а ведь вон оно как исторически сложилось – точки нашлись и великолепных примеров тому ко дню сегодняшнему, великое множество. Всё это дивное изобилие мы брать пока не будем, пройдёмся по классике этого однозначно уникального жанра, который в итоге не оставляет равнодушными ни грязных рокеров, ни причесанных театралов.
The Pretty Things – S.F. Sorrow
Если начать разбираться, что ж это такое – рок-опера или концептуальный альбом, то получиться, что и первое и второе подходит. С одной стороны, здесь нет никакой традиционной оперной структуры, сюжет тоже как бы страдает … хотя и есть главный персонаж, который тоже страдает – его так и зовут Себастьян Ф. Страдалец. С другой стороны, все песни этого альбома, посвящённые раскрытию образа и внутреннего мира этого удивительного персонажа, очень напоминают классические арии и ариозы. Ну, так оно и ладно – начинать новое на стыке жанров не так-то и просто. Чисто исторически так вышло, что именно этот альбом, не смотря на то, что был записан, вышел несколько позже эпичного творения группы The Who. Поэтому многие о его существовании в лучшем случае не знают и ошибочно считают Томми первой в мире рок-оперой.
The Who – Tommy
… но с другой стороны и верно делают – само определение «рок-опера» для концептуального альбома, ориентированного на постановку живого сюжетного шоу, придумали именно эти молодцы. Сама опера же опера «Томми», конечно же, на момент своего выхода в свет была ну просто непостижимой бомбой – музыкально здесь уже всё куда ближе к классике оперного искусства, но и тот самый неуёмный роковый забой от The Who добавляет жижки. Сюжетно это был вообще прорыв, ибо взять и так вот смело поднять насущные проблемы молодёжи тех лет (даже в аллегоричном виде) практически никто и не решался. Лично мне слушать эту оперу понравилось, но только один раз – зато одноимённый кинофильм, снятый Кеном Расселом, я с удовольствием смотрел несколько раз и каждый раз мне нравилось. Про «Квадрофонию» всё тех же The Who, конечно же, тоже упомню, но и на этом всё про эту уже совсем не интересную рок-оперу. Есть она и пусть будет, ибо это уже совсем не «Томми».
Andrew Lloyd Webber – Jesus Christ Superstar
Бытует легенда о том, что Эндрю написал, аранжировал и записал этот шедевр на спор. Дескать его старый учитель в консерватории ему молодому сказа: «Рок – отлично, но создать в этом жанре классического произведения не получиться. Либо камерность оперы исчезнет, либо от рока ничего не останется». Вебер ни то в силу молодости лет, ни то по наитию Господню сказал, что он сможет сделать так, как надо. И ведь смог. Может в этой легенде нет ни слова правды, но по итогам мы имеем самую популярную (практически эталонную), живучую и всегда актуальную (ни только по сюжету, но и по музыке) рок-оперу.
David Bowie – The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars
Боуи вообще спорный персонаж. Созданный им Зигги – тем более. Поэтому продолжать здесь этот вечный спор – концептуальный ли это альбом или рок-опера – я не буду. Как по мне, так это вполне себе рок-опера. Здесь есть всё, что мы видели уже и у The Pretty Things (срез жизни вымышленного персонажа), и у The Who (экзистенциальный поиск и мощный роковый напор), и камерность аранжировок (пусть в рамках классического рок-банда, но всё же). А живое шоу, созданное в рамках данного альбома – ну просто классический мюзикл в жанре рок-оперы. Как всегда Звёздный Малый смог впитать всё самое актуальное, прогнать это сквозь призму своего таланта и выдать нечто совершенно невообразимое.
Pink Floyd – The Wall
Если «Страдалец» создал базу для развития жанра, «Томми» показал, как это надо делать, «ИХСЗ» вывел это всё на высокопрофессиональный межорббитальный уровень, «Зигги» вывел в открытый космос, то «Стена» в этом самом музыкальном микрокосмосе взорвалась сверхновой звездой и по сути стала апогеем жанра в классическом его понимании. Что тут ещё сказать?! Сказать нечего – словами не выразить то, насколько Стенка потрясла мир … и не только музыки, но и вообще. Всем последующим авторам рок-опер было и есть трудно переплюнуть цельность, уникальность, глубокомысленность, музыкальность, хитовость этого творения. Собственно по этой причине я и поставил обложку этого диска на заглавную картинку.
Savatage – Streets - A Rock Opera
Безусловно, это уже не столько рок-опера, сколько мюзикл. Но всё же эпохальный. Тем более, что музыка у Savatage была куда более суровая, чем тот самый классический рок – хард-н-хеви обязывает жестить. Однако ж работа сама по себе эпохальная, хотя бы потому, что благодаря ей жанр рок-оперы стал открытым для огромного количества тяжёлых коллективов. Ну и опять таки – сочетание нервной гитарной музыки и классической камерности здесь представлено очень здорово и, я бы сказал, канонично.
Eric Woolfson, Alan Parsons – Freudiana
Последний шедевр зарубежной классики рок-оперного искусства. Последний альбом коллектива The Alan Parsons Project. Зато первый сольный альбом Эрика Вульфсона и первая рок-опера сделанная далеко за пределами жанра «рок» и совсем не в ключе традиционных опер. Что характерно, большой популярности эта работа так и не возымела. Может быть, из-за сложности вложенных в неё смыслов, может и в силу чрезмерной музыкальной заумности. Тем не менее, это был последний прорыв жанра. Без его упоминания ну просто никак. Всё, что было потом (а потом было очень много чего, но не об этом сегодня речь) было круто (тот же злободневный «Американский Идиот» от Green Day или опоздавший на 20 лет «Нострадамус» от Judas Priest), но это всё уже было повторением ранее созданного. А классика – она на века.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.