Гидравлические системы или проще говоря, гидравлика, сегодня широко используются во многих промышленных отраслях, а также в технике специального назначения, грузовых машинах. В их обязанности входит преобразование входной энергии любого вида в усилие сжатого жидкостного потока и его передача навесным или дополнительным механизмам для совершения ими работы. По этому принципу работают экскаваторы, погрузчики, краны-манипуляторы, подъемное оборудование, автовышки, мусоровозы и другая коммунальная, строительная, дорожно-ремонтная техника. Рабочая жидкость в разы повышает приложенное усилие, что и стало ключевым преимуществом гидравлики и поспособствовало ее массовому распространению.
Гидросистемам удалось существенно упростить и облегчить человеческий труд. Машины, оснащенные ими, могут работать даже в самых суровых эксплуатационных условиях. Преимущественно такие системы монтируются на машины в заводских условиях. Но это относится только к новой технике, которая только сходит с конвейера. Но сегодня в России эксплуатируется огромное количество машин, которым уже более 10, а то и 20 лет. И чтобы расширить их функциональные возможности, гидравлика устанавливается дополнительно. Познакомимся с этими системами более подробно.
Как устроена и работает гидравлика на машинах
Конструкция определенной гидравлической системы во многом зависит от того, на какую технику она будет устанавливаться и с какими практическими задачами сталкиваться. Но в своем большинстве, конструкция узла включает:
- Гидравлический насос. Это агрегат, повышающий давление гидравлического масла и обеспечивающий его циркуляцию по контуру. Наибольшее применение в гидравлике машин получили гидронасосы шестеренчатого типа. Но там, где требуется создать давление до 32-40 МПа, где предъявляются высокие требования к пульсации масла, используются аксиально-поршневые или радиально-поршневые модели. Гидронасосы пластинчатого типа применяются в малонагруженных системах.
- Гидрораспределитель. Это клапан, управляющий движением рабочих потоков, направляя их к нужному исполнительному механизму. Конструктивно представляет собой корпус с отверстиями и внутренней полостью, по которой перемещается затворный механизм, перекрывающий одни и открывающий другие выходы. В качестве рабочего органа может использоваться золотник, клапан или кран.
- Коробка и вал отбора мощности (КОМ и ВОМ соответственно). Работают совместно. Коробка отбирает от двигателя до 40% его энергии, а вал передает ее на привод насосу. ВОМ и КОМ могут быть синхронными и несинхронными, зависимыми и независимыми. Коробка отбора мощности устанавливается на коробку переключения передач или раздаточную коробку в зависимости от конструктивных особенностей авто.
- Масляный бак. Это емкость, предназначенная для хранения гидравлического масла между рабочими циклами. Отсюда его забирает насос и сюда оно стекает после совершения работы исполнительными механизмами. Помимо этого, в его обязанности входит отведение из контура продуктов износа и других загрязнений, охлаждение масла между циклами. На рынке представлены в широком разнообразии объемов и пространственных конфигураций.
- Рукава высокого и низкого давления (РВД и РНД). Это шланги, соединяющие отдельные элементы системы в единый, замкнутый, герметичный контур.
Также в конструкцию гидравлической системы входит блок управление, набор уплотнителей, крепежных элементов, которые потребуются в процессе монтажа системы на машину.
Работает такая гидросистема следующим образом. Энергия, отобранная КОМ через ВОМ передается на привод гидронасоса. Он включается в работу, подтягивает масло из гидробака и передает его на линию нагнетания, одновременно повышая его давление. Дальше рабочая жидкость поступает в гидрораспределитель, который и подаст ее на необходимые исполнительные механизмы. После совершения работы, масло самотеком вернется в масляный бак, где, пройдя через фильтр, будет охлаждаться до совершения нового рабочего цикла. Управляет работой контура оператор из кабины.
Чем современная гидравлика для машин отличается от моделей прошлого столетия?
Гидравлика уже давно используется в машинах, ведь о ее преимуществах и эффективности работы известно уже не один десяток лет. Но современные системы, хоть и схожи с теми, которые использовались раньше, все же имеют кардинальные отличия:
- Возможность выполнять одновременно несколько операций, как пример: работать стрелой, ковшом, поворачивать надстройку экскаватора. При этом сохранится и скорость работы, и мощность самой спецтехники.
- Более высокое давление контура. Лет 20 назад гидросистемы, выдающие 20 МПа на выходе, считались очень мощными и были скорее редкостью. Сегодня давление в 40 МПа и более считается нормой. Это позволило существенно снизить и габариты узла. Современные гидросистемы намного компактнее своих предшественников.
- Расширение функциональности машин. Гидросистема позволяет использовать одну спецтехнику вместо нескольких узкоспециализированных. Так исключаются простои техники, снижается срок ее окупаемости, повышается коэффициент использования и экономическая отдача.
- Простота и удобство в управлении. От механических рычагов и педалей управление гидравликой плавно перешло к электронному, электрогидравлическому. Короткоходовые джойстики требуют минимального усилия в рабочем процессе. Автоматическое и полуавтоматическое управление снижает время производственного цикла, повышают производительность машины, упрощают и облегчают работу оператора.
- Быстрота и простота смены навесного оборудования. Ранее, чтобы снять тот же ковш или любой другой навес приходилось привлекать несколько человек, тратить на это время. Теперь, благодаря быстросъемным механизмам и автоматизации процесса, сменить исполнительный механизм сможет сам водитель, не выходя из кабины транспортного средства.
- Более длительный интервал между техническим обслуживанием. Современные гидросистемы, так же, как и предшественники требуют замены масла, фильтров, уплотнений и компонентов контура по мере их выработки. Но вот благодаря включению в состав рабочей жидкости присадок, срок их службы существенно увеличился, достигая нескольких тысяч моточасов. Упрощают обслуживание и бортовые системы самодиагностики. В случае проблем в контуре, они известят об этом.
Все это наглядно показывает, насколько серьезной за последнее время была эволюция гидравлических систем при сохранении их принципиального решения. И такие передовые гидросистемы можно купить у компании «Hydrolider» с доставкой по России, а также в страны СНГ и Европы. Сертификаты качества и гарантии прилагаются.