Дмитрий Медведев намекнул на возможность обязательной вакцинации, но волноваться не стоит — власть и сама прекрасно понимает, что это ей не по силам. Но и добровольного интереса добиться не получается. Власть умеет говорить лозунгами, а мотивировать общество по-настоящему никогда не научится за ненадобностью
С вакцинацией в России, похоже, беда. Дмитрий Медведев, выступая на Международном юридическом форуме в Петербурге, заявил — пора задуматься об обязательной вакцинации граждан: «Мы исходим из добровольности прививок, но иногда в государственных интересах, интересах защиты подавляющего большинства населения, такого рода решения могут носить и общеобязательный характер».
Вы, дескать, смотрите там: власть добрая-добрая, но может и полоснуть. Известное философическое противоречие, правда, тут же он сам и признал: мол, с одной стороны тут ценности отдельной жизни, а с другой — защита всего населения. Так что юристам еще придется давать ответы.
Довольно удивительно звучат медведевские слова. Вроде бы с ценностями у нас уже давно определились. Вот чуждые, западные, а вот — наши, исконные. Среди ночи любого подними — все безошибочно разложат, где какие. И вдруг выясняется, что имеется принципиальный затык. Не можем до сих пор разобраться, какая ценность ценнее — коллективная или все-таки индивидуальная.
Тут, пожалуй, не к юристам бы надо обращаться и не к врачам, а к Николаю Патрушеву, секретарю Совбеза и близкому коллеге Медведева. Он у нас главный специалист по ценностям. Взял бы да и ткнул пальцем, как Владимир Ленин в свое время — «лица, уклоняющиеся от обязательного оспопрививания ... подлежат ответственности перед народным судом», и вся недолга.
Впрочем, большевикам по понятным причинам было проще. Как будет выглядеть механика обязательной вакцинации сегодня, не вполне ясно. Кто это будет контролировать? Полиции поручат проверять справки? О, какой это будет для них Клондайк и Эльдорадо! Или работодателей обяжут? А вдруг они правда захотят, если что, увольнять сотрудников, особенно ценных? Это же, как говорится, не наш метод. И как насчет матерей-одиночек или граждан предпенсионного возраста, которых увольнять нельзя?
Нет, теоретически представить себе такое можно даже в России. Автору, допустим, известен случай с одним из знакомых, от которого прошлым летом после болезни потребовали отрицательный тест на коронавирус. Возникший спор о том, кто должен оплачивать тест, оказался принципиальным, и знакомого в итоге благополучно уволили. Однако если такие случаи станут массовыми, власти самой же придется идти на попятную; плодить безработицу по такому поводу она точно не захочет.
Дальше, если вакцинацию сделать обязательной для 146 миллионов человек, то власть со своей стороны обязана обеспечить потребное количество доз вакцины, а у нас столько нет и неизвестно, когда будет. Придется устанавливать какую-то очередность и тем самым — дискриминацию. Это как с медведевской же инициативой выдавать многодетным земельные участки. Очередь на них есть, а вот самих участков как-то не хватает.
Так что в Кремле инициативу Медведева не поддержали. Но его тревога вообще понятна. «Медуза»* вот пишет, что даже в Москве — городе-флагмане всего прогрессивного в стране — вакцинация фактически застопорилась. Официальных данных толком нет, но вроде как за полтора миллиона привитых показатель так и не перебрался. Значит, до искомых 60% вакцинированных, что необходимо для выработки коллективного иммунитета, столице такими темпами плестись еще несколько лет. А по другим оценкам, нужно вообще 75%.
Кстати, если кто забыл, прививка действует не вечно. Исследования на этот счет только ведутся, предварительные оценки расходятся — от полугода до двух лет. То есть, даже если брать оптимистичные прогнозы, уже ясно, что вскоре все придется начинать сначала.
Что уж говорить о других регионах. По подсчетам РБК, сейчас укол первой дозой вакцины получили около 9,5% россиян, полный курс прошли менее 7%. И это в стране, обладающей аж тремя самыми замечательными в мире вакцинами и зарегистрировавшей одну из них первой в мире. Журналистам приходится заниматься подсчетами потому, что официальной статистики отчего-то не сообщают.
В общем, классика: совершаем подвиг, в данном случае медицинско-технический, а потом нам становится неинтересно. Первыми стали? Ну и все, расходимся с героическим видом. И вовсе не в «антипрививочниках» тут дело — детей же, например, почти все прививают.
Ведь вакцину-то, главное, еще и на Запад продавать нужно. Есть такая задача у власти. А там, за границей, резонно сомневаются: что это у русских за такие замечательные вакцины, что они ими сами не прививаются? Может быть, это какие-нибудь неправильные вакцины. Они же не знают ничего о нашей загадочной душе и не догадываются, что нам просто неинтересно.
А потом, шепотом, еще более страшные вопросы: так Путин что, не всесилен там у себя? Есть для власти тут своего рода моральный вызов. Сам президент привился — и от этого шага ждали эффекта. И когда с посланием выступал, чуть не в ногах валялся: пожалуйста, сделайте прививку, другого пути нет. Эффект же отсутствует, хоть тресни. Обыватель, конечно, в прививку Путина не очень поверил. Мало ли что там Песков говорит — мы приучены к тому, что если чего по телевизору не показали, того и не было. А если вы имитируете активность — ну так мы еще лучше это умеем делать.
Получается политически неприятная ситуация. Президент еще раньше, в декабре, поблагодарил россиян за единение во время эпидемии. Мы все, сказал, подтвердили тем самым свою российскую идентичность. И вот, выходит, аванс не совсем оправдался — потерпеть ограничения россияне способны, и при большом желании, прищурившись, эту апатию можно принять за выражение единения. Но вот совершить какое-то действие по просьбе власти — это уж, извините, дудки.
Если это «государственные интересы», так мы ждем от государства деловых предложений. А на сознательность давить не надо — сразу включаются древние инстинкты. После вакцинации на субботник, случайно, идти не надо будет? А потом и на облигации внутреннего займа подписаться, известное дело.
Когда власть запрещает оппозиционерам участвовать в выборах, народ в целом безмолвствует; но стоит Дмитрию Медведеву заикнуться об обязательной вакцинации, как все немедленно вскидывают голову и гордо начинают вещать о незыблемости свободы выбора. Так это потому, что выборы ни один нормальный человек не воспринимает как нечто, хоть как-то имеющее отношение к жизни людей, а вот вакцинацию воспринимает — в себя предлагается вколоть что-то не до конца понятное, причем бесплатно.
Мотивации нет, вот в чем проблема. Никаких ощутимых плюсов от вакцинации обыватель не видит. Даже гипотетическое разрешение на въезд в Европу только для вакцинированных не манит — там в любом случае собираются пускать только тех, кто привит препаратами, одобренными в ЕС. Вот когда «Спутник» зарегистрируют в Европе — тогда, наверное, всплеск интереса к вакцинации хотя бы в Петербурге и Калининграде случится.
Хотя вариантов-то много, как показывает мировая практика. В США, например, многие компании вознаграждают привившихся работников дополнительными днями отдыха или, наоборот, оплаченными часами, фактически премиями, или какими-нибудь купонами, сертификатами на небольшие суммы. В свою очередь президент Байден объявил о налоговых льготах для работодателей, которые предлагают сотрудникам оплачиваемый отпуск на вакцинирование. Тут целая экосистема стимулирующего сотрудничества.
Позитивная дискриминация здесь вполне могла бы сработать. В Германии, например, привитым гражданам разрешают нарушать комендантский час, для них будут действовать более мягкие правила встреч и поездок. Похожие «зеленые пропуска» придумали и в Израиле — самой, кстати, вакцинированной стране мира.
А российская власть слишком верит в свой авторитет. Она умеет говорить лозунгами, и в качестве альтернативы еще умеет угрожать, а мотивировать общество не умеет. Вакцинируйтесь, иначе все умрете, ну или мы вас заставим — такой вот тезис. Нашли чем пугать — мы же и так все в рай попадем, как Путин обещал, а что не от ядерного удара, а от коронавируса, так это без разницы.
* Организация признана Минюстом СМИ — иностранным агентом.
Автор: Михаил Шевчук
Читать этот текст на сайте «Сноба»
Читайте также:
Прокремлевское «Знание». Зачем в России возрождают советское просветительское общество
«Паства не хочет видеть меня либералом». Что бывает со священниками, которые поддерживают оппозицию
Обязательная вакцина от коронавируса: за и против. Мнение врачей