По данным Центрального банка России, в 2020 году мошенничество со счетами граждан достигло апогея, увеличившись на 34 процента по сравнению с 2019 годом, а рост по сумме составил 52,2 процента. Это означает, что в прошлом году телефонные аферисты умыкнули у граждан как минимум 9,8 миллиарда рублей. Некоторые эксперты считают, что мошенники уже успели обзвонить до 90 процентов всех «отелефоненных» россиян, при этом доля успешных атак составила более 13 процентов. И если раньше считалось, что жертвами телефонных воришек становятся в основном пожилые сограждане, то сейчас «дистанционные» аферисты обманывают и вполне продвинутых молодых людей.
Может быть, будет преувеличением сказать, что у телефонных и компьютерных аферистов наступают трудные времена, но представленное 21 мая на интернет-форуме РИФ-2021 детище Народного фронта, платформа «Мошеловка», способно облегчить жизнь гражданам, которых поддостали телефонные звонки «сотрудников банка», «следователей полиции» и прочих жуликов, желающих помочь народу избавиться от денежки. Инициаторы проекта предлагают «сдавать» мошенников, сообщив на специальной форме о жульнических действиях или просто о подозрительных звонках.
Для начала ресурсом будут «командовать» волонтеры, участники конкурса «Лидеры России», представители Ассоциации развития финансовой грамотности, и ряда других организаций. Они займутся обработкой обращений пострадавших от мошенников людей, систематизировать и передавать в правоохранительные органы и в ЦБ поступающую на портал информацию, а также публиковать сообщения о свежайших схемах, уже используемых аферистами для «разводки» граждан, равно как и о пилотных аферистических схемах, которые еще только проходят апробацию в мошенническом мире. Здесь же будут размещены и советы, следуя которым, жертва мошенничества сможет обратиться с жалобой в полицию или Центробанк.
Пока неизвестно, насколько эффективной станет эта платформа, - многое тут зависит и от финансовых вливаний, и от организации постоянной системной работы ресурса. Естественно, эффективность «Мошеловки» будет напрямую зависеть и от активности граждан, у которых еще надо выработать привычку сообщать о действиях мошенников.
Судя по всему, в основу «Мошеловки» разработчики положили уж известный принцип «одного окна» и хорошо обкатанную в разных сферах модель краудсорсинга, когда большая группа пользователей обозначает свои проблемы или предлагает идеи. Одной из главных задач проекта станет просвещение граждан. Самое важное, – обучить их хотя бы элементарным правилам безопасного финансового поведения, чтобы люди не попадались на удочки, закидываемые аферистами, и могли распознавать жуликов, названивающих по телефону и вытаскивающих из потенциальных жертв персональные данные.
По мнению экспертов, новая платформа сыграет положительную роль, если ее будет использовать много людей, в том числе, из самых уязвимых групп населения. Речь идет, прежде всего, о пожилых людях, у которых плохо с компьютерной, а тем более, с финансовой грамотностью. Это потребует не только денежных вливаний в новый ресурс, но и широкой социальной рекламы, и определенного времени для того, чтобы платформа заработала на «проектную мощность». А самое важное, – люди должны привыкнуть к тому, что в случае обнаружения мошеннических действий надо обращаться именно на эту платформу. Новый ресурс еще должен завоевать доверие граждан, и доказать, что он может быть эффективным средством борьбы с кибермошенничеством. А доказать это можно только одним, – большим числом выявленных и наказанных мошенников.
Будут ли использовать информацию с «Мошеловки» сотрудники правоохранительных органов, - тоже пока вопрос. Опять же, всё зависит от того, как скоро у людей выработается привычка жаловаться на действия аферистов именно на этот портал. Только тогда у правоохранителей может появиться реальный интерес к собранной здесь информации.
Сейчас эксперты крайне осторожно прогнозируют дальнейшую судьбу придуманного Народным фронтом ресурса, и говорят о том, что такие ресурсы должны быть «простыми в употреблении», что сделает их доступными всем гражданам, независимо от уровня их компьютерной продвинутости. А это потребует разработки удобного интерфейса, четкой прокачки всех действий при пользовании порталом, и не менее четкого алгоритма действий для граждан, пострадавших от мошенников. Последнее особенно важно: дело в том, что, по мнению многих специалистов, мошенники теоретически могут использовать даже такой антимошеннический ресурс, - например, клонировать его, и вбить в форму заявления графу для персональных данных, после чего можно не только продать эти данные в даркнете, но и направить пользователей по алгоритму действий, которые будут использованы в интересах мошенников.
Словом, «Мошеловка» - дело хорошее, но по-настоящему хорошим оно станет лишь тогда, когда будет направлено только против аферистов.