Найти тему
Новости Беларуси

Почему погиб первый ведущий «Кабачка 13 стульев» Александр Белявский

Оглавление

16 января 1966 года на строгом и довольно скучном советском телевидении родилось юмористическое шоу нового формата. Программа была фактически первым сатирическим проектом в советской стране «на злобу дня». Но в шутках участников «Кабачка» не было пошлости, а только тонкий, острый юмор. Находясь под контролем всевидящего ока цензуры, авторы шоу сумели выделиться.

Александр Белявский. Фото: amnesia.pavelbers.com
Александр Белявский. Фото: amnesia.pavelbers.com

Их фразы уходили «в народ», а харизматичные образы и необычный формат на десятилетие вперед стали самыми популярными среди советских телезрителей. Успех шоу был настолько велик, что его ключевые артисты превратились в заложников амплуа. В меньшей степени это относится к Александру Белявскому – первому ведущему «Кабачка». Он хорошо зарекомендовал себя в кино и стал самым узнаваемым актером дубляжа, но в его жизни было и много трагичных моментов.

Жизнь до телевидения

Александр Белявский в молодости. Фото: stuki-druki.com
Александр Белявский в молодости. Фото: stuki-druki.com

Александр родился в 1932 году в столице СССР, а детство его прошло в тяжелое военное время. Семья из шести человек ютилась в тесной коммуналке. После ухода отца семейства в армию вместе со своими братьями, матерью и бабушкой Александр был эвакуирован в Киров. Об актерстве он даже не задумывался. После окончания школы осваивал специальность геолога в МИЦМиЗ. Окончив ВУЗ, молодой геолог отправился в Иркутск, работал в городской лаборатории геологического управления.

Круто изменить собственную жизнь амбициозному юноше помог случай. Разговорившись с коллегой по лаборатории, Белявский узнал, что у любительского театрального кружка срывается спектакль «Горе от ума», так как одного из артистов послали в неожиданную командировку. По совместительству, поделившаяся переживаниями коллега являлась старостой того самого кружка. Выступать требовалось на сцене Областного театра, но Александра это не испугало. Он предложил свою кандидатуру на замену и после двух недель репетиций заставил искушенную театральную публику аплодировать своему Молчалину.

Александр Белявский. Кадр из к/ф: «Спасите наши души».
Александр Белявский. Кадр из к/ф: «Спасите наши души».

Успех окрылил, а новая профессия заинтересовала молодого человека. В 1957 году он возвращается в Москву и, продолжая работать в НИИ, тратит свободное время на изучение сценического мастерства и участие в любительских постановках. Всего несколько месяцев ему понадобилось, чтобы поменять научный институт на театральный. Александр проходил курс в «Щуке», а руководил им требовательный наставник Владимир Этуш.

Александр Белявский Кадр из к/ф «Прерванный полет».
Александр Белявский Кадр из к/ф «Прерванный полет».

В кино Белявский пришел в 1958 году. Ему досталась эпизодическая роль в «Рассказах о Ленине». Впервые главного персонажа в кино он сыграл в фильме «Спасите наши души». После окончания «Щуки» перспективного артиста захотели видеть у себя руководители «Театра сатиры», но карьера там сразу не задалась. В кинематографе, напротив, Белявский получал много предложений, а с середины шестидесятых они поступали даже из Европы. В 1964 году Александру достался центральный персонаж в польской киноленте «Прерванный полет». Советским зрителем картина осталась незамеченной, но в Польше, благодаря этому фильму, Белявский получил статус заслуженного деятеля культуры.

Как родилась идея «Кабачок 13 стульев»

Первый пан Ведущего в «Кабачке «13 стульев» - Белявский, в марте 1967-го его сменил Андрей Миронов, ну а дольше всех, до самого закрытия программы, в проекте находился Михаил Державин
Первый пан Ведущего в «Кабачке «13 стульев» - Белявский, в марте 1967-го его сменил Андрей Миронов, ну а дольше всех, до самого закрытия программы, в проекте находился Михаил Державин

Во время польской командировки Белявский познакомился со многими местными деятелями искусства, так как хорошо знал язык. Общение продолжилось и позже, но уже в переписках. Благодаря польским знакомым он узнал о печатном журнале «Шпильки». Сатирические миниатюры из него актер захотел оживить на театральной сцене и поделился своей идеей с Георгием Зелинским, работавшим тогда режиссером в Театре Сатиры. Миниатюры объединялись местом действия, неким кабаком, постоянные посетители которого делились интересными историями. Идеи для реприз брались не только из «Шпилек», но и других сатирических журналов, в том числе и советского «Крокодила». Сам Белявский вел программу с первых выпусков, но из-за занятости в кино покинул ее уже в 1967 году.

Съемки в кино после «Кабачка 13 стульев»

Роль Фокса стала его визитной карточкой Александра Белявского. Кадр из к/ф «Место встречи изменить нельзя».
Роль Фокса стала его визитной карточкой Александра Белявского. Кадр из к/ф «Место встречи изменить нельзя».

После ухода из «13 стульев» количество предложений Белявскому от кинорежиссеров из разных стран только увеличилось. В 1967 году он исполнил главную роль в «Таинственном монахе», затем в «24-25 не возвращается» и «Главном свидетеле» Аиды Манасаровой. Польские зрители увидели его в драме «День прозрения» и знаменитом сериале про танкистов и собаку.

Звездный час артиста в советском кино наступил во второй половине семидесятых. Он снялся в двух вечных хитах, которые зрители с удовольствием пересматривают до сих пор. Это рязановская «Ирония судьбы» и «Место встречи…» Станислава Говорухина. В новогодней комедии Белявский разделил съемочную площадку с ведущими актерами страны, но не затерялся среди них и сумел запомниться эпизодической ролью с ироничной репликой про доктора, который отказывается выпивать за здоровье.

Александр Белявский в к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Александр Белявский в к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!»

От роли Евгения Фокса Белявский успеха не ждал. Сам он называл своего персонажа и фильм проходным, но он стал хитом. Режиссеры восьмидесятых стали предлагать ему исключительно злодеев и проходимцев. Предложения поступали из Чехословакии, Польши, Германии, КНДР, Болгарии. После «Места встречи» он снимался примерно в четырех картинах в год вплоть до 2004 года. Из огромного списка работ стоит выделить:

  • «О бедном гусаре замолвите слово»;
  • «Следствие ведут знатоки»;
  • «Небеса обетованные»;
  • «Аляска Кид»;
  • «Клубничка»;
  • «ДДД»;
  • «ДМБ»;
  • «Маросейка 12»;
  • «На углу у Патриарших»;
  • «Нина»;
  • «Цена страха» с М. Фрименом и Б. Аффлеком;
  • «Антикиллер»;
  • «Бригада»;
  • «Участок»;
  • Исторический сериал «Тайны дворцовых переворотов».
Последняя роль Александра Белявского. Кадр из т/с «Москва улыбается».
Последняя роль Александра Белявского. Кадр из т/с «Москва улыбается».

Несмотря на громкие названия фильмов и сериалов, Белявский в них практически не запомнился. Авантюрист Фокс так и остался лучшей его работой в советском и российском кинематографе. После перенесенного инсульта актер резко перестал сниматься и фактически завершил карьеру в 2008 году. Последней его ролью стал врач в сериале «Москва улыбается».

Работа над дубляжом

Шоу Бенни Хилла. Фото: из открытых источников
Шоу Бенни Хилла. Фото: из открытых источников

Голос Александра Белявского – один из самых узнаваемых в позднем СССР и России конца двадцатого века. Озвучиванием персонажей иностранных фильмов он начал активно заниматься в восьмидесятых. Его голос получили персонажи из «Клеопатры», «Приключений итальянцев», французских фильмов об «Анжелике», «Шоу Бенни Хилла», «80 дней вокруг света», мультсериале «Черный плащ» и других. Всего актер дублировал актеров из около сотни иностранных картин.

Трагедии личной жизни

Александр и Валентина Белявские. Фото: zen.yandex.ru/media/doktor_onlain
Александр и Валентина Белявские. Фото: zen.yandex.ru/media/doktor_onlain

С первой женой Александр познакомился еще до распределения в Иркутск, на учебе в Москве, а поженились молодые люди в 1955 году. В 1973 году у них родился ребенок, но он не прожил и двух лет, утонув в водоеме.

Александр с первенцем Борей. Фото: starhit.ru
Александр с первенцем Борей. Фото: starhit.ru

Смерть ребенка потрясла актера. Его бывшая жена рассказывала о суицидальных мыслях, полной растерянности и нежелании жить дальше. О трагедии удалось частично забыть только после усыновления сиротского мальчика из приюта и рождения второго ребенка.

Приемный сын Андрей и дочь Надя. Фото: zen.yandex.ru/media/doktor_onlain
Приемный сын Андрей и дочь Надя. Фото: zen.yandex.ru/media/doktor_onlain

Возможно, после страшного события супруги утратили былое взаимопонимание. Через несколько лет они развелись. Со второй женой Людмилой Белявский познакомился уже в конце восьмидесятых. В 2003 году у них родилась девочка.

Александр Белявский с женой Людмилой и дочкой Сашей. Фото: 24smi.org
Александр Белявский с женой Людмилой и дочкой Сашей. Фото: 24smi.org

Примерно через полгода после этого события Александра поразил инсульт. Последствия оказались тяжелыми. В оставшиеся годы он так и не смог полностью восстановить физическую активность и речь. Причины гибели актера осенью 2012 года до сих пор не раскрыты. Он выпал из окна многоквартирного дома на лестничной клетке. При этом, квартира Александра располагалась несколькими этажами ниже. У произошедшего есть только два объяснения: случайная трагедия или добровольный уход из жизни.

Могила Александра Белявского. Фото: 24smi.org
Могила Александра Белявского. Фото: 24smi.org

- Как сложилась судьба детей и жен Александра Белявского

Если Вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал. Не забывайте прокрутить до конца и нажать на 👍 (Нравится), и поделится с друзьями . Также пишите комментарии, замечания и предложения - это позволит улучшить качество материала и готовить ещё более интересные темы для наших читателей. С уважением, редакция FreeSMI.