16 января 1966 года на строгом и довольно скучном советском телевидении родилось юмористическое шоу нового формата. Программа была фактически первым сатирическим проектом в советской стране «на злобу дня». Но в шутках участников «Кабачка» не было пошлости, а только тонкий, острый юмор. Находясь под контролем всевидящего ока цензуры, авторы шоу сумели выделиться.
Их фразы уходили «в народ», а харизматичные образы и необычный формат на десятилетие вперед стали самыми популярными среди советских телезрителей. Успех шоу был настолько велик, что его ключевые артисты превратились в заложников амплуа. В меньшей степени это относится к Александру Белявскому – первому ведущему «Кабачка». Он хорошо зарекомендовал себя в кино и стал самым узнаваемым актером дубляжа, но в его жизни было и много трагичных моментов.
Жизнь до телевидения
Александр родился в 1932 году в столице СССР, а детство его прошло в тяжелое военное время. Семья из шести человек ютилась в тесной коммуналке. После ухода отца семейства в армию вместе со своими братьями, матерью и бабушкой Александр был эвакуирован в Киров. Об актерстве он даже не задумывался. После окончания школы осваивал специальность геолога в МИЦМиЗ. Окончив ВУЗ, молодой геолог отправился в Иркутск, работал в городской лаборатории геологического управления.
Круто изменить собственную жизнь амбициозному юноше помог случай. Разговорившись с коллегой по лаборатории, Белявский узнал, что у любительского театрального кружка срывается спектакль «Горе от ума», так как одного из артистов послали в неожиданную командировку. По совместительству, поделившаяся переживаниями коллега являлась старостой того самого кружка. Выступать требовалось на сцене Областного театра, но Александра это не испугало. Он предложил свою кандидатуру на замену и после двух недель репетиций заставил искушенную театральную публику аплодировать своему Молчалину.
Успех окрылил, а новая профессия заинтересовала молодого человека. В 1957 году он возвращается в Москву и, продолжая работать в НИИ, тратит свободное время на изучение сценического мастерства и участие в любительских постановках. Всего несколько месяцев ему понадобилось, чтобы поменять научный институт на театральный. Александр проходил курс в «Щуке», а руководил им требовательный наставник Владимир Этуш.
В кино Белявский пришел в 1958 году. Ему досталась эпизодическая роль в «Рассказах о Ленине». Впервые главного персонажа в кино он сыграл в фильме «Спасите наши души». После окончания «Щуки» перспективного артиста захотели видеть у себя руководители «Театра сатиры», но карьера там сразу не задалась. В кинематографе, напротив, Белявский получал много предложений, а с середины шестидесятых они поступали даже из Европы. В 1964 году Александру достался центральный персонаж в польской киноленте «Прерванный полет». Советским зрителем картина осталась незамеченной, но в Польше, благодаря этому фильму, Белявский получил статус заслуженного деятеля культуры.
Как родилась идея «Кабачок 13 стульев»
Во время польской командировки Белявский познакомился со многими местными деятелями искусства, так как хорошо знал язык. Общение продолжилось и позже, но уже в переписках. Благодаря польским знакомым он узнал о печатном журнале «Шпильки». Сатирические миниатюры из него актер захотел оживить на театральной сцене и поделился своей идеей с Георгием Зелинским, работавшим тогда режиссером в Театре Сатиры. Миниатюры объединялись местом действия, неким кабаком, постоянные посетители которого делились интересными историями. Идеи для реприз брались не только из «Шпилек», но и других сатирических журналов, в том числе и советского «Крокодила». Сам Белявский вел программу с первых выпусков, но из-за занятости в кино покинул ее уже в 1967 году.
Съемки в кино после «Кабачка 13 стульев»
После ухода из «13 стульев» количество предложений Белявскому от кинорежиссеров из разных стран только увеличилось. В 1967 году он исполнил главную роль в «Таинственном монахе», затем в «24-25 не возвращается» и «Главном свидетеле» Аиды Манасаровой. Польские зрители увидели его в драме «День прозрения» и знаменитом сериале про танкистов и собаку.
Звездный час артиста в советском кино наступил во второй половине семидесятых. Он снялся в двух вечных хитах, которые зрители с удовольствием пересматривают до сих пор. Это рязановская «Ирония судьбы» и «Место встречи…» Станислава Говорухина. В новогодней комедии Белявский разделил съемочную площадку с ведущими актерами страны, но не затерялся среди них и сумел запомниться эпизодической ролью с ироничной репликой про доктора, который отказывается выпивать за здоровье.
От роли Евгения Фокса Белявский успеха не ждал. Сам он называл своего персонажа и фильм проходным, но он стал хитом. Режиссеры восьмидесятых стали предлагать ему исключительно злодеев и проходимцев. Предложения поступали из Чехословакии, Польши, Германии, КНДР, Болгарии. После «Места встречи» он снимался примерно в четырех картинах в год вплоть до 2004 года. Из огромного списка работ стоит выделить:
- «О бедном гусаре замолвите слово»;
- «Следствие ведут знатоки»;
- «Небеса обетованные»;
- «Аляска Кид»;
- «Клубничка»;
- «ДДД»;
- «ДМБ»;
- «Маросейка 12»;
- «На углу у Патриарших»;
- «Нина»;
- «Цена страха» с М. Фрименом и Б. Аффлеком;
- «Антикиллер»;
- «Бригада»;
- «Участок»;
- Исторический сериал «Тайны дворцовых переворотов».
Несмотря на громкие названия фильмов и сериалов, Белявский в них практически не запомнился. Авантюрист Фокс так и остался лучшей его работой в советском и российском кинематографе. После перенесенного инсульта актер резко перестал сниматься и фактически завершил карьеру в 2008 году. Последней его ролью стал врач в сериале «Москва улыбается».
Работа над дубляжом
Голос Александра Белявского – один из самых узнаваемых в позднем СССР и России конца двадцатого века. Озвучиванием персонажей иностранных фильмов он начал активно заниматься в восьмидесятых. Его голос получили персонажи из «Клеопатры», «Приключений итальянцев», французских фильмов об «Анжелике», «Шоу Бенни Хилла», «80 дней вокруг света», мультсериале «Черный плащ» и других. Всего актер дублировал актеров из около сотни иностранных картин.
Трагедии личной жизни
С первой женой Александр познакомился еще до распределения в Иркутск, на учебе в Москве, а поженились молодые люди в 1955 году. В 1973 году у них родился ребенок, но он не прожил и двух лет, утонув в водоеме.
Смерть ребенка потрясла актера. Его бывшая жена рассказывала о суицидальных мыслях, полной растерянности и нежелании жить дальше. О трагедии удалось частично забыть только после усыновления сиротского мальчика из приюта и рождения второго ребенка.
Возможно, после страшного события супруги утратили былое взаимопонимание. Через несколько лет они развелись. Со второй женой Людмилой Белявский познакомился уже в конце восьмидесятых. В 2003 году у них родилась девочка.
Примерно через полгода после этого события Александра поразил инсульт. Последствия оказались тяжелыми. В оставшиеся годы он так и не смог полностью восстановить физическую активность и речь. Причины гибели актера осенью 2012 года до сих пор не раскрыты. Он выпал из окна многоквартирного дома на лестничной клетке. При этом, квартира Александра располагалась несколькими этажами ниже. У произошедшего есть только два объяснения: случайная трагедия или добровольный уход из жизни.
- Как сложилась судьба детей и жен Александра Белявского