Найти тему

Кто кого потерял?

Высказывание «потерянное поколение» очень даже популярно в нашей речи. Буквально на днях, моя подруга прислал мне пост в ВК лаконично подписанный - «Вот оно потерянное поколение». Смысл поста был в том, что девочки создали фан-аккаунт юному террористу только потому, что он внешне привлекателен.

Конечно создание этих фан-аккаунтов - дело сомнительное и обескураживающее, но не показательное для явления «потерянности». 

Так как вот таких заблуждений относительно «потерянных» людей в нашем быту много (старшее поколение частенько называет молодых «потерянными» даже просто за то, что они пользуются телефонами), давайте разбираться, кто они - настоящие «потерянные», и почему фраза «потерянное поколение» не является и не должна являться оскорблением. 

Для начала о самом термине - «потерянное поколение». Откуда он и какое явление обозначает. 

По существующей, так скажем, легенде, термин был введён Гертрудой Стайн - американской писательницей и теоретиком литературы. Если вы учились на филфаке или же интересовались темой Первой Мировой в литературе, вы скорее всего знаете эту историю, которая гласит, что писательница услышала столь яркое обозначение от хозяина автомастерской: он разозлился на своего молодого работника, не сумевшего починить автомобиль, и в эмоциональном порыве бросил в него это самое выражение - «Все вы потерянное поколение». 

Гертруда Стайн, 1903. Фото: diletant.media
Гертруда Стайн, 1903. Фото: diletant.media

Впоследствии Стайн передала случившуюся с ней историю Эрнесту Хемингуэю, который вынес фразу в эпиграф к своему роману «И восходит солнце» («Фиеста»), повествующему о послевоенной жизни молодого человека. Потому авторство термина в большинстве работ приписывается именно Хемингуэю, как первому, кто его издал. 

Эпиграф к роману Э. Хемингуэя «И восходит солнце». Фото: welcometosold (Instagram)
Эпиграф к роману Э. Хемингуэя «И восходит солнце». Фото: welcometosold (Instagram)

Так о ком же говорил владелец автомастерской? Здесь я обозначу тот образ, который равносилен вспышке чего-то более менее определённого, возникающей в нашей голове, когда мы думаем о том, что пока нам ещё не до конца известно. 

«Потерянное поколение» полно своими чертами, своими проявлениями. Оно было до и после молодого работника из истории Стайн, а потому мы будем рассматривать его в этом блоге поэтапно. 

Пока скажу следующее, то «потерянное поколение» о котором пишет Хемингуэй, - это недавние выпускники школ, которым пришлось стать участниками Первой Мировой войны: воющими и их ждущими. Прежде чем познать себя как отдельных личностей, познать то, что и чем они живут и будут жить, молодые люди сталкиваются с ужасами войны, со смертью, которая вводит их в состояние экзистенциального кризиса, выбивает какую-либо опору и дарит познание, к которому человек и в мирное время не готов, - все мы рождены, чтобы умереть. 

С таким багажом вернуться с войны к жизни не получится, этого не донесёшь и не оставишь. 

И вот о них, военных и мирных, мы будем говорить в этом блоге, точнее я расскажу о репрезентации их «потерянности» в произведениях мировой литературы, кино, театра и музыки.