Найти в Дзене
Советский Клуб

Как я в детстве ездил в пионерский лагерь

В пионерлагере я был только один раз, еще даже не будучи пионером - после первого класса. Лагерь находился неподалеку от города Красный Лиман. Так себе лагерь с очень странной штукой - территория была засыпана, как я понимаю, угольным шлаком. И еще гора шлака располагалась около котельной (по этой горе мы, малышня, естественно, лазали). Оба обстоятельства чистоте детей не способствовали, и когда мама приехала меня забирать (за день или два до окончания смены), она пришла в ужас, поскольку я был похож на чертеня (и не только я, конечно). Но, в целом, особых отрицательных эмоций лагерь у меня не вызывал - я не был маменькиным сыночком, спокойно оставался в одиночестве, спокойно общался со сверстниками, не хулиганил, но и не был подлизой... словом, идеальный деть для лагерного отдыха. За исключением одного - душой я всегда рвался к бабушке в Белоруссию, где была моя потрясающая летняя компания. И никакие блага мира мне не могли её заменить. Самое гнусное впечатление на меня производил х

В пионерлагере я был только один раз, еще даже не будучи пионером - после первого класса. Лагерь находился неподалеку от города Красный Лиман.

Так себе лагерь с очень странной штукой - территория была засыпана, как я понимаю, угольным шлаком. И еще гора шлака располагалась около котельной (по этой горе мы, малышня, естественно, лазали). Оба обстоятельства чистоте детей не способствовали, и когда мама приехала меня забирать (за день или два до окончания смены), она пришла в ужас, поскольку я был похож на чертеня (и не только я, конечно).

Современный вид вокзала в Красном лимане, кадр из видеорепортажа
Современный вид вокзала в Красном лимане, кадр из видеорепортажа

Но, в целом, особых отрицательных эмоций лагерь у меня не вызывал - я не был маменькиным сыночком, спокойно оставался в одиночестве, спокойно общался со сверстниками, не хулиганил, но и не был подлизой... словом, идеальный деть для лагерного отдыха. За исключением одного - душой я всегда рвался к бабушке в Белоруссию, где была моя потрясающая летняя компания. И никакие блага мира мне не могли её заменить.

Самое гнусное впечатление на меня производил хлеб с квадратным куском масла, который выдавали к каждому приёму пищи. Масло в таких количествах? Чтоб слой, чуть не в палец толщиной? Я не знаю - кому могло такое в голову прийти. Особенно весело было, когда масло приносили твердое, еще не успевшее подтаять - некоторые дети ели его прямо так, откусывая, что неизменно вызывало у меня легкое подташнивание даже от одного взгляда на такую трапезу.

Масло порционными кусками - примерно, такие обычно и давали в различных учреждениях //фото из открытых источников
Масло порционными кусками - примерно, такие обычно и давали в различных учреждениях //фото из открытых источников

Беда была еще в том, что я с младенчества был приучен не разбрасывать еду. Моя мама с семьей во время войны пережила оккупацию, мой отец - родом из едва ли не самого голодного (после Ленинграда) города военного времени Архангельска. И выбросить это несчастное масло я не мог, поэтому давился, но ел. К счастью, вскоре я познакомился с пацаном постарше, которому сбывал масло, а он мне оказывал за это услугу. О ней позже.

Второй "едальный" негатив - хлеб. Нам давали только серый хлеб, который у нас в семье не ели вообще - я ел только черный ржаной или батон. А серый - фу. В лагере же был исключительно серый. И я дико скучал по обычной черняшке с солью...

Ну, конечно, как и все, я терпеть не мог ранние подъемы, утреннюю зарядку, умывание холодной водой в дурацком общем умывальнике и тихий час.

Отдельная пэсТня - купание.

Купаться мы ходили на искусственное озеро. Не знаю, насколько оно далеко было, но мне, восьмилетке, казалось, что далековато. Озеро было большим, с одной из сторон располагалась труба, из которой в озеро постоянно лилась вода. Мы туда иногда бегали, чтобы в купальные шапочки набрать ледяной воды и попить. А шапочки были обязаловкой, да. И купаться пускали только на очень короткое время.

Для купания мелких была сделана проволочная загородка - и когда нас по команде запускали в воду, вода там кишела, поскольку места было маловато. Поначалу меня это не особо беспокоило - плавать я не умел. Но вскоре пацаны научили и "звезду" делать, и "поплавок", и плавать по-собачьи. И вот с плаваньем в этом загоне становилось невыносимо - плыть было некуда. Я мечтал, что вот приеду на Днепр и там оторвусь. Мечта была настолько сильной, что проявлялась внешне. Однажды утром сосед по палате сказал, что я во сне разговаривал, орал: "Мама, мама! Я научился плавать! Смотри, я Днепр переплыву!"

Пионерская линейка, кадр из фильма "Три весёлые смены"
Пионерская линейка, кадр из фильма "Три весёлые смены"

И, пожалуй, это весь негатив, который запомнился.

Впрочем, особых положительных эмоций тоже было мало - всё-таки, я был в самом младшем отряде, и мы не участвовали ни в каких общих лагерных играх (типа "Зарницы", спортивных мероприятиях и т.п.), за территорию никогда не выходили. Поэтому или слонялись сами (норовя удрать к котельной), или вожатые нас развлекали в меру сил. Строем - да, ходили, но только на линейки. И заорганизованность нас в силу мелкого возраста еще не коснулась.

Продолжение про хорошее следует.

Оригинал в моем блоге