Найти в Дзене

Обучение ребенка-дошкольника чтению

Часть первая вот тут. Часть вторая. Чтение целыми словами В обучении дошкольников чтению есть методики, которые нацелены на многократное восприятие ребенком читаемого текста, а не на теорию словообразования или упражнение. Это методики чтения целыми словами и методики слогового чтения. Их отличие в том, что объяснять скучную, порой непонятную теорию даже не приходится. Многократное восприятие ребенком слов и предложений (когда взрослый читает и показывает, а ребенок смотрит и слушает) сделает свое дело. Ребенок начнет всё быстрее узнавать знакомые слова — сперва как зрительные и слуховые образы, а затем и в контексте некоторых закономерностей. Что это могут быть за закономерности? Например, что интересные рассказы состоят из необычных картинок — слов. Что есть картинки-слова короткие и длинные. Что слова состоят из значков (букв) и этих значков не так уж и много, они повторяются в разных словах. Что от перемены буквы или места буквы в слове меняется и звучание, и вид слова, и смысл. А
Оглавление

Часть первая вот тут.

Часть вторая. Чтение целыми словами

В обучении дошкольников чтению есть методики, которые нацелены на многократное восприятие ребенком читаемого текста, а не на теорию словообразования или упражнение. Это методики чтения целыми словами и методики слогового чтения. Их отличие в том, что объяснять скучную, порой непонятную теорию даже не приходится. Многократное восприятие ребенком слов и предложений (когда взрослый читает и показывает, а ребенок смотрит и слушает) сделает свое дело. Ребенок начнет всё быстрее узнавать знакомые слова — сперва как зрительные и слуховые образы, а затем и в контексте некоторых закономерностей.

Изображение Mary Clark с сайта Pixabay
Изображение Mary Clark с сайта Pixabay

Что это могут быть за закономерности? Например, что интересные рассказы состоят из необычных картинок — слов. Что есть картинки-слова короткие и длинные. Что слова состоят из значков (букв) и этих значков не так уж и много, они повторяются в разных словах. Что от перемены буквы или места буквы в слове меняется и звучание, и вид слова, и смысл. А от перемены места слова в тексте смысл в целом не меняется. Что, сочетаясь друг с другом, буквы образуют пары, тройки. А соединяя их между собой, можно получать слова или невесть что.

Вот как только ребенок начинает такое «подозревать», мы даем ему упражнения и объяснения некоторых правил — опять-таки, если ребенок заинтересовался. Если нет, то лучше его и не путать.

Потому что, даже не разбираясь в правилах, все равно писать и читать он будет так, как надо, ведь он тысячи раз видел слова в разных вариациях и невнятным звучанием его не обманешь. Так называемая врожденная грамотность ему будет обеспечена. Кроме того, бонусом будет быстрое чтение и понимание текста.

Изображение Manfred Steger с сайта Pixabay
Изображение Manfred Steger с сайта Pixabay

Подготовка к занятию

Для занятий подготавливаются тексты сначала с небольшим количеством слов, а затем все с большим. Главное, чтобы это был законченный, достаточно эмоциональный рассказ, стихотворение, сказка, потешка. Текст от рисунков при этом отделяется, чтобы не подсказывать ребенку смысл заранее. Ведь он должен слышать, видеть и понимать именно текст. Но зато сами слова при этом делаются очень привлекательными, как «вкусная картинка» — яркие, цветные, крупные, красивые.

Есть ряд визуальных законов при создании и работе с такими специальными книжками-текстовками. Но можно купить и готовые.

Минус тоже есть — в школе правила чтения придется заучивать, формулировать, объяснять и внешне (для учителя) ими руководствоваться при написании или выполнении тестов. А без должной теории, без проблемных ситуаций, без научных открытий этой стороны родной речи усвоить их невозможно. И если ребенок к таким исследованиям окажется равнодушен в пользу смысла текста, а не смысла его построения, то он в школе рискует получать по теории неудовлетворительные оценки. К тому же мы упускаем некоторые стороны развития интеллектуальных навыков, которые проходят дети на материале классическом.

Продолжение следует…