Найти тему
Караванинг по-русски

"Дело техники" Холодильник работает от газа? Легко! Раньше от свечки работал!

Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала. Сегодня поговорим о наболевшем. Ну, это у меня наболевшее... Но ждет это, рано или поздно, каждого автотуриста-караванера, потому что холодильники есть у всех! А теплое пиво в отпуске не любит никто!

Почему наболевшее? Да потому что я сам непосредственно столкнулся с этой известной проблемой: холодильник в караване перестал холодить! Случилось это в Крыму. В последний день стояния на море и оказалось довольно неприятным сюрпризом! Поэтому, расскажу поподробней о том, что может способствовать этому неприятному событию. А оно, как нетрудно догадаться, почти всегда рукотворное!

Для начала немного скучной теории. Принцип действия всех автомобильных холодильников работающих на газе - абсорбционный. То есть поглотительный. Кто кого поглощает? В нашем случае вода поглощает пары хладагента, которым является аммиак. Проще говоря, пары аммиака поглощаются водой с образованием при этом водно-аммиачного раствора.

Для запуска реакции необходима энергия. Ее представляют в холодильнике каравана или автодома газ-пропан и электричество двух видов, которое преобразовывается в тепловую энергию нагревая ТЭНы.

Вообщем, неважно чем, но надо нагреть! И тогда.... Пиво станет холодным! И мороженное не растает! Непосредственно холодильный агрегат расположен на задней стенке абсорбционного холодильника, а испаритель — внутри холодильной камеры.

В холодильнике каравана горящий газ или ТЭН подогревает водно-аммиачный раствор в абсорбере, в котором за счёт нагрева аммиак растворяется водой и движется дальше по трубкам до испарителя. В испарителе аммиак выделяется из водно-аммиачной смеси, охлаждая при этом пластины испарителя, и соответственно осуществляя охлаждение внутри камеры холодильника.

В середине XX века были распространены промышленные холодильники нагрев хладагента у которых осуществлялся с помощью обычной стеариновой свечи! Мясо из них доставали каменное! Если свечку вовремя меняли!!! Я такой холодильник видел лично во время службы в армии.

Вот и весь процесс. Но знать его необходимо, потому что есть одна неприятная особенность этих холодильников. Со временем, если их долго не использовать, вода и аммиак разделяются и перестают работать по отдельности. Такое так же случается, если теплый холодильник обильно загрузить теплыми продуктами, что мы и сделали, когда закупились в местном продмаге перед стоянкой в автономке. Так делать не рекомендуется.

Чтобы этого избежать, нужно холодильник сначала "стартануть". То есть запустить нагрев и дождаться, когда процесс охлаждения разгонится. Для этого может потребоваться пара часов. Для ускорения, процесса можно положить в морозилку кусочек льда или сильно охлажденную бутылку с водой. Тогда процесс пойдет интенсивней. И только потом можно загружать теплые продукты. В противном случае будет как у нас.

Но это тоже лечится! Причем весьма нетривиальным способом! Нужно смесь внутри перемешать! Как? Да очень просто! Перевернуть холодильник вверх дном! Я не шучу!

Правда для этого понадобятся шуруповерт и гаечные ключи. Но какой автопутешественник ездит без них в отпуск!? А еще немного времени, чтобы разобрать немного кухни каравана... Холодильник, как правило, закреплен обычными саморезами насквозь к стенкам кухонного блока. Нет никаких хитрых креплений и т.п. В моем случае нужно было просто найти по три одинаковых головки саморезов в каждой боковой стенке кухни, в которую встроен холодильник, и выкрутить их. Чуток разобрать верхнюю газовую панель сильным усилием прокрутив против часовой стрелки конфорки плиты и сняв их.

-2

При этом желательно не сломать асбестовые уплотнительные шайбы под ними. Да и вообще ничего не сломать! Самым сложным оказалось раскрутить соединительную муфту подводящей газовой трубки. Но когда это удалось, холодильник выскочил из ниши сам, с воплями "Я сдаюсь"!!!

Удобно подобраться к трубке газопитания через вентиляционную решетку
Удобно подобраться к трубке газопитания через вентиляционную решетку
Раскрутить вот это соединение  - самое сложное. Его нужно попытаться не сломать!
Раскрутить вот это соединение - самое сложное. Его нужно попытаться не сломать!

Вот он, голубчик!
Вот он, голубчик!

Провода электропроводки длинные и позволяют полностью извлечь агрегат из ниши. После чего просто аккуратно переворачиваем его вверх дном слушая как аммиачно-водяная смесь булькает перетекая по трубкам и заодно перемешиваясь.

Всё! Дело сделано! В особо запущенных случаях можно оставить холодильник подумать над своим поведением вверх ногами на ночь. Как Буратино! Но как правило этого не требуется. Достаточно пару раз повертеть и можно собирать обратно.

-6

Особое внимание нужно обратить на состояние горелки (которую можно и нужно промыть ацетоном и аккуратно продуть от мусора и грязи). Особо подкованным и рукастым не возбраняется полностью разобрать узел с промывкой. Но я этого пока не делал. Выхлоп тоже нужно внимательно собрать. Там можно тройник воткнуть не так.

Как говорится: глаза боятся, а руки делают! Что один человек руками сделал, то другой завсегда разобрать сможет!

Думаю, что первых, начальных знаний начинающим караванерам и людям интересующимся этим видом автотуризма, чтобы примерить его на себя будет достаточно.

Остальные технические подробности весьма подробно расписаны на профильных и технических форумах и сайтах.

Главный посыл этой статьи: не стоит бояться попытаться сделать всё самому! Особо сложного ничего нет.

Пусть новый сезон подарит массу новых впечатлений, а в холодильнике всегда будет холодное пиво!

Понравилось? Здесь много есть чего почитать про путешествия с караваном! Путеводитель по каналу здесь

Всем удачи и новых, ярких открытий!