Кыргызский политолог о происходящем в республике на фоне смены Конституции и пограничного конфликта.
Поговорка гласит: «От соседа не уйдешь». Потому в Казахстане так обостренно воспринимают все, что происходит в соседнем Кыргызстане, пережившим за время независимости немало социальных катаклизмов. С начала года там произошли выборы президентские выборы, референдум по Конституции, а в апреле случился конфликт на кыргызско-таджикской границе.
Что происходит сегодня в республике, и каких событий ожидать там? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов.
– Дмитрий Геннадьевич, в марте этого года исполнилось 16 лет «революции тюльпанов». Что изменилось за прошедшее время в стране?
– Все зависит от того, что считать изменениями. С того времени в Кыргызстане произошло еще три государственных переворота, из которых в октябре прошлого года было сразу два в течение 10 дней. Если считать и Розу Отунбаеву, которую страна получила на год в «нагрузку» к Конституции 2010 года (её никто не выбирал), то с 2005 года в стране уже пятый президент. Ну, и разве что дважды менялся принцип выбора парламента и количество его депутатов.
На этом вопрос с изменениями можно закрыть. Каждая реформа, которую заявляли власти Кыргызстана, начиная с Аскара Акаева, в итоге оборачивалась тем, что жить в стране становилось все сложнее. Вообще все, кто приходил во власть в Кыргызстане, страдали общей проблемой: они не знали, что начальным и конечным звеном любой экономической модели является человек. По большому счету, ничего плохого в реформах нет. Но – только при двух условиях: суть реформ должна быть понятна большинству населения, а сами реформы поддержаны этим самым большинством. Если же ни понимания, ни поддержки нет, никакая реформа не будет иметь успеха. На примере Кыргызстана это видно особенно четко.
Конституцию меняли 8 раз
– За годы суверенитета в Кыргызстане несколько раз менялась Конституция. Если быть точным, то состоялись целых 8 референдумов по изменению Конституции. И каждый раз новые поправки в нее меняли форму правления в стране. Скажем, после Курманбека Бакиева вместо президентской формы правления была принята парламентская. Сейчас Конституция вновь изменена. Как вы это прокомментируете?
– Вообще поправки в Конституцию Кыргызстана весьма наглядно показали, чем в действительности озабочены политические и околополитические элиты в стране. А озабочены они вовсе не улучшением жизни граждан, а полномочиями ветвей власти. В итоге сложилась ситуация, что Конституция – не договор власти и народа друг с другом, а элит между собой. И население Кыргызстана это понимает.
Ну, а власти давно в курсе, что граждане все понимают. Поэтому и сделали так, что голосование признается легитимным, если в нем участвует 30 процентов избирателей. На референдуме 11 апреля этого года на избирательные участки республики пришло около 37,1 процента избирателей. И то потому, наверное, что параллельно с референдумом проводились выборы в местные органы власти. На референдуме за новую Конституцию проголосовало 79,3 процента пришедших избирателей – это около 1,03 миллиона человек: треть из тех, кто имеет избирательное право. Против Конституции проголосовали лишь 13,65 процента. Как вам уровень доверия народа к элитам?
– Для чего новому президенту Жапарову понадобилось менять вновь Конституцию?
– Все зависит от того, кому какая версия ближе. Кто-то говорит, что Жапаров поменял Конституцию, дабы узурпировать власть, а кто-то – чтобы навести порядок в стране. Что бы там ни говорили, простым людям абсолютно все равно, кто ими правит: хан, президент, диктатор или Генсек ЦК КПСС. Критериев оценки власти всего два: справляется власть или нет. И потом: Жапаров подписал Конституцию 5 мая. Раз уж в городах и селах Кыргызстана до сих пор не было многотысячных митингов протеста против смены Конституции, значит, старый вариант того не стоил.
– Какие полномочия получил глава государства, и что осталось Жогорку Кенешу?
– С 1 июля этого года, когда заработает новая Конституция, состав Жогорку Кенеша сократится со 120 до 90 депутатов и будет избираться по смешанной системе. Кроме того, в качестве совещательного и наблюдательного органа начнет выступать народный Курултай. Он будет давать рекомендации по направлениям общественного развития. Кто будет в него входить, неизвестно, но решение о созыве Курултая принимает президент страны. Он же находится во главе государства, и может занимать свой пост два пятилетних срока подряд. В прежней Конституции он, по австрийской системе, занимал этот пост один шестилетний срок. Президент также возглавляет исполнительную власть, руководит ее работой, председательствует на заседаниях кабинета министров и несёт за его работу персональную ответственность. Правда, главу кабинета министров президент назначает с согласия парламента, но определять структуру и назначение состава кабмина будет его правом.
– Можно ли прогнозировать, что оппозиция, оставшаяся за бортом, осенью попытается изменить ситуацию?
– Тут невозможно прогнозировать что-то до тех пор, пока не пройдут выборы в парламент. Поэтому сейчас не стоит говорить о том, что оппозиция осталась за бортом. Это станет ясно, когда пройдут выборы в Жогорку Кенеш и как именно.
– Какими будут варианты развития событий?
– Поскольку в эту игру играют двое – власть и ее противники, то варианты развития событий всегда зависят от двух вещей. Во-первых, от готовности противников власти на радикальные решения и действия. Во-вторых, на другой стороне одним из главных условий сохранения власти является эффективность и управляемость силовых структур. Дело в том, что недовольство народа властью будет ещё очень долго. И не надо думать, что кто-то не использует это недовольство для решения своих стратегических и тактических целей и задач.
Конфликт на границе
– Буквально на днях закончились вооруженные стычки на границе Кыргызстана и Таджикистана. Можно ли утверждать, что этот конфликт был выгоден кому-то из кыргызской стороны, в котором проблема водообеспечения послужила лишь поводом, а на самом деле речь идет о переделе собственности?
– Дело в том, что все приграничные конфликты происходят не из-за нехватки ресурсов (воды, например), а из-за того, что никто не умеет ими распоряжаться в части распределения и использования. В нашем случае – ни таджикская, ни кыргызская сторона. Второй момент: давно известно, что неразрешимых проблем нет: есть только те, на которых либо можно заработать, либо нельзя. И если где-то есть кто-то, знающий все вышеперечисленное, он обязательно воспользуется сложившейся ситуацией, когда подвернется случай. В этом конфликте много выгодоприобретателей. Включая и внешних. Если учесть, что в тех местах с обеих сторон активно работают больше двух десятков спецслужб разных государств, не каждому из которых нужна в тех местах спокойная обстановка.
В том, что происходит на границе, – обоюдная вина и Бишкека, и Душанбе. Скоро уже 30 лет с момента распада СССР, а проблемы с границей до сих пор не решены. Знаете, был в американском ЦРУ такой директор – Уильям Кейси. Он как-то сказал, что чем дольше не решается проблема, тем дороже обойдется в будущем ее решение. Есть подозрение, что многим выгодно, чтобы в тех местах процветали нищета и контрабанда, в том числе – наркотиков. Зачастую так бывает, что в одной группировке наркоторговцев прекрасно сосуществуют друг с другом кыргызы и таджики. Строго говоря, когда в начале 1990-х годов Азербайджан и Армения воевали между собой, это не мешало армянским и азербайджанским бандитам совместно возить наркотики и менее криминальные товары через границу, которая охранялась весьма условно. Так что, в нашем случае может быть то же самое.
– Сыграло ли роль в этой локальной войне то, что президент Садыр Жапаров и его сподвижник Камчыбек Ташиев занялись урегулированием вопроса о приграничных землях?
– То, что Жапаров назначил председателя ГКНБ Ташиева главой Комиссии по делимитации и демаркации границ, серьезно повысило ее статус. Видимо, для кого-то это прозвучало своего рода сигналом на подготовку к раскачиванию обстановки на границе. Знаете, по какому-то странному совпадению, каждому новому президенту Кыргызстана достается что-то, что проверяет его на прочность. Садыр Жапаров не стал исключением. Может быть, кто-то увидел в назначении Ташиева для себя угрозу, а, возможно, это было для Жапарова проверкой на «вшивость», скажем так.
– Насколько вероятно то, что события на границе повторятся?
– За последние 10 лет на границе Кыргызстана и Таджикистана произошли более 150 конфликтов, где жертвы имелись с обеих сторон. Без стычек на пограничных территориях не обходится ни один год. Поэтому так или иначе подобные события будут повторяться до тех пор, пока не получим внятных договоренностей по границе.