Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Одиночка. Le Solitaire (Франция, 1986)

Одиночка. Le Solitaire. Франция, 1986. Режиссер Жак Дере. Сценаристы: Альфонс Будар, Жак Дере, Симон Майкл, Даниэль Сен-Амон. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жан-Пьер Мало, Мишель Бон, Пьер Вернье, Катрин Рувель и др. Прокат в СССР – 1989. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Американизированный стиль гагстерско-полицеских лент типичен для французского режиссера Жака Дерэ (1929-2003), из года в год делавшего беспроигрышную ставку на имидж Жана-Поля Бельмондо и Алена Делона ("Борсалино", "Троих надо убрать", "Маргинал"). Конечно, во всех этих лентах ощутим "французский привкус". То изображение в кадре выглядит слишком элегантно, то психологизм персонажей в иных эпизодах выходит за жесткие рамки "американизма". Но в целом общая сюжетная схема сохраняется. 1. гангстеры живут по своим строгим законам, подчиняясь своего рода криминальному "кодексу чести". 2. маньяки-убийцы и насильники, зная, что по их следу идут стражи закона, бросают им вызов, совершая одно дерзкое преступление за

Одиночка. Le Solitaire. Франция, 1986. Режиссер Жак Дере. Сценаристы: Альфонс Будар, Жак Дере, Симон Майкл, Даниэль Сен-Амон. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жан-Пьер Мало, Мишель Бон, Пьер Вернье, Катрин Рувель и др. Прокат в СССР – 1989. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Американизированный стиль гагстерско-полицеских лент типичен для французского режиссера Жака Дерэ (1929-2003), из года в год делавшего беспроигрышную ставку на имидж Жана-Поля Бельмондо и Алена Делона ("Борсалино", "Троих надо убрать", "Маргинал").

Конечно, во всех этих лентах ощутим "французский привкус". То изображение в кадре выглядит слишком элегантно, то психологизм персонажей в иных эпизодах выходит за жесткие рамки "американизма".

-3

Но в целом общая сюжетная схема сохраняется.

1. гангстеры живут по своим строгим законам, подчиняясь своего рода криминальному "кодексу чести".

2. маньяки-убийцы и насильники, зная, что по их следу идут стражи закона, бросают им вызов, совершая одно дерзкое преступление за другим...

3. вернувшись из мест заключения благородный герой (гангстер, полицейский или секретный агент) мстит своим обидчикам...

В "Одиночке", правда, дается несколько иной вариант. Персонаж Бельмондо мстит за смерть друга...

Классическое расследование часто заменяется в фильмах такого сорта на преследование по законам триллера. Когда зритель должен замирать в напряженном ожидании очередного убийства...

-4

Правда, кинокритик Сергей Лаврентьев посчитал, что «разворачивается история у Дере предельно вяло. О какой-либо режиссерской аранжировке сюжета и речи нет. Всеохватная вялость к тому же не компенсируется, казалось бы, обязательными для жанра потасовками и стрельбой: они в «Одиночке» занимают непростительно мало экранного времени. Похоже на то, что Жак Дере в порядке эксперимента решил построить полицейский боевик на одних диалогах, рассчитывая, что коммерческий успех ленты будет обеспечен уже одним фактом исполнения главной роли неотразимым Бельмондо, за счастье новой встречи с которым публика простит любую режиссерскую небрежность. Но не исключено, что и сам Бельмондо рассуждал о Дере примерно так же: ведь актер работал с опытнейшим профессионалом. Во всяком случае, в вялой атмосфере «тихого» боевика актер чувствует себя в высшей степени органично. Конечно, походка еще пружинит и фигура спортивна, но на постаревшем лице написана усталость... Вот и фильм выглядит каким-то лишенным энергии, словно постаревшим вместе с его создателями» (Лаврентьев, 1989). Лаврентьев С. Оттепель?.. // Искусство кино. 1989. № 3.

-5

Однако кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) был к «Одиночке» добрее: «Приносят нам радость или огорчение встреча с любимым актером даже в будничном, «проходом» для него фильме? Лично я склонен считать, что все-таки радость. Дело в том, что даже в заурядную картину большой мастер привносит обаяние, притягательность своей личности, миф, легенду, окружающую его экранный мир. В «случае Бельмондо» - это бесстрашие и ловкость, спонтанность, азарт и хладнокровие героя, балансирующего на пределе сил, на краю пропасти и сохраняющего при этом истинно французский юмор и жизнелюбие» (Зоркий, 1989: 13). Зоркий А. «Одиночка» // Спутник кинозрителя. 1989. № 2. С. 13.

-6

Зрители XXI века, похоже, склонны согласиться с мнением Андрея Зоркого:

«Серьезное произведение. Для мужчин. Фильм видела не один раз и все равно волновалась… Как часто бывает, против Бельмондо выступает его коллега… Методы персонажа Бельмондо жесткие, но он имеет дело с самым опасным противником. Отличный фильм "Одиночка", как и все, где снимается мой любимый актер» (Ирина).

«Понятно, что Бельмондо в этом фильме постарел, но всё ещё держит марку» (Д. Равик).

Александр Федоров, 1989-2021