Найти тему
Светлана Ахмедова

Крепостное право когда-то укрепило государство. В голод холопы жили лучше, чем крестьяне. От свободы перемещения до кабалы.

Издание 1911 года, посвященное 50-летию отмены крепостного права изложило исторический путь развития и угасания крепостничества в России.

К дате 50-летия отмены крепостного права.  19 февраля 1861 - 19 февраля 1911 гг. Типография "Сельского Вестника", СПб, Мойка, 32.
К дате 50-летия отмены крепостного права. 19 февраля 1861 - 19 февраля 1911 гг. Типография "Сельского Вестника", СПб, Мойка, 32.

Пятьдесят лет тому назад, 19 февраля 1861 года Царь-Освободитель подписал Манифест об отмене крепостного права; труд народа стал свободным, и земледельческое население России получило возможность самостоятельно устраивать свою хозяйственную жизнь.

В древней Руси крестьяне не были прикреплены к той земле, на которой жили и работали. Если они селились на землях монастырских, княжеских, частновладельческих в поместьях и вотчинах бояр и прочих служилых людей, то таким поселенцам или ЗАКУПАМ, как их называли в то время, ни закон, ни владельцы земли не препятствовали переходить на новые места, куда кто хотел.

Перед уходом закупы должны были рассчитаться с владельцем земли за взятые семена, скот, орудия и проч.

Многие крестьяне жили общинами, управлялись выборными старостами, сотскими, десятскими и сами следили за тем, чтобы каждый член общины исправно тянул дань по земле и воде, т.е. платил подати и нес разные повинности за земельные и водные угодья, находившиеся в его пользовании.

Крестьянину очень часто приходилось быть и воином, и пахарем. Землю надо было расчистить от векового леса и бурелома, осушить ее и охранять жилье и посевы от разных врагов. Поэтому, хотя свободной, никем не занятой земли было много, крестьяне охотнее всего шли туда, где можно было найти защиту, селились за деревянными стенами и земляными валами городов, около монастырей, на землях бояр и княжеских дружинников.

Иногда работа на полях и в лесу прерывалась набатом с монастырской колокольни; крестьяне бросали сохи, косы, лопаты, брались за оружие и спешили с женами и детьми к монастырю. Если враги были не многочисленны, то монастырская братия и земледельцы сами отражали нападение, защищали свои святыни в церквях, жизнь и имущество. Но, если приближалась сильная иноплеменная рать, то слали гонцов в город и к князю, а сами отсиживались за монастырскими стенами.

В древних грамотах крестьяне назывались СИРОТАМИ И ЧЕРНЫМИ ЛЮДЬМИ.

Сироты, т.е. сирые бедные люди, нуждавшиеся в помощи и защите, если приобретали достаток, селились на собственных землях, которые они покупали у других владельцев или расчищали в лесах. Такие разбогатевшие крестьяне в свою очередь принимали закупов, давали им хлеб, семена, орудия и получали за это известную часть, обыкновенно половину собранного хлеба.

Личной свободы не имели только КАБАЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ, т.е. люди, которые сами продавали себя по так называемым кабальным записям.

Обилие в древней Руси свободных земель, недостаток рабочих рук и более выгодные условия жизни у состоятельных собственников земли, нежели у небогатых – постоянно вызывали у крестьян желание переходить на новые земли.

В поисках лучших земель и более льготных условий найма крестьяне переходили от одного владельца к другому, иногда даже не рассчитавшись с прежним владельцем. Земли оставались необработанными, владельцы поместий и вотчин не имели средств для отбывания государственных повинностей, или же легко уклонялись от различных платежей в казну, т.к. очень было трудно установить точно количество земледельческого населения в деревнях и селах, в которых происходило постоянное выселение и приселение.

А между тем, по мере расширения границ Русской Земли, Великим Князьям и Царям Московским все чаще и чаще приходилось вести тяжелые войны, для которых требовалось много людей и денег.

Это побудило Великих Князей принимать меры к ограничению переходов.

Первое ограничение права содержится в судебнике 1497 года.

«А христианином (крестьянинам) отказатися из волости (в волость) и с села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего (26 ноября) и неделю после Юрьева дни осеннего».

Крестьянские переходы были ограничены Юрьевым днем. В другое время переходы были воспрещены. Однако, крестьяне мало подчинялись требованию судебника.

И вот в тяжелые для России годы, когда после продолжительных войн Иоанна Грозного казна царская оказалась истощенной и, когда государству угрожали со всех сторон враги – с запада литовцы, с юга крымские татары, а с севера шведы, Царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, прикрепил крестьян к земле, т.е. запретил земледельцам, черным людям те переходы, которые по обычаю и закону происходили в Юрьев день.

Однако, несмотря на отмену Юрьева дня, происшедшую в самом конце 16 столетия, крестьяне еще долго продолжали переходить из села в село и в Юрьев день, и другие сроки.

Кочевое земледельческое население, не боясь суда и наказаний, бродило по всей стране, нигде не могло или не желало осесть и вносило расстройство в дела управления и во всю жизнь государства.

Это вызвало новые меры для удержания крестьян на местах. Сначала в поместья и вотчины возвращали тех беглых крестьян, которые пробыли в отлучке 5 лет; последующими указами срок этот был увеличен до 10 лет. Строгому наказанию подвергались и те владельцы земель, которые принимали беглых и тайно селили их в своих поместьях.

Прикрепленные к землям крестьяне не были, однако, лишены личной свободы. Они могли вступать в различные договоры, вести торговлю и проч., не спрашивая разрешения своих помещиков. Могли жаловаться на последних в суды, искать с них убытки, и в случае надобности судьи принимали свидетельские показания крестьян так же, как и людей именитых, богатых и знатных.

Кроме того, прикрепление к земле касалось одних домохозяев; сын от отца, брат от брата и племянник от дяди могли уходить и снимать земли в новых местах. Право свободного перехода осталось также за вольными гулящими людьми, не ведущими своего хозяйства и живущими у родственников. Такие люди назывались ЗАХРЕБЕТНИКАМИ, и их не касался Указ Царя Феодора Иоанновича, и, только 50 лет спустя, в 1646 году, захребетники были также прикреплены – где кто сидел, как и все прочие земледельцы.

Все эти меры улучшили земледельческое хозяйство и саму землю, т.к. до отмены Юрьева дня, черные люди, закупы очень мало заботились об уходе за своими полями и, сняв 1-2 урожая, спешили переселяться на новые неистощенные богатые почвы. Никому не было охоты упорно и настойчиво работать над своей пашней, освобождать ее от пней, кустарника, осушать болота, прокладывать дороги, потому что большая часть крестьян жили, как арендаторы, временные поселенцы. Потому земля запускалась, что приводило к тому, что при многоземелье в Московской Руси хлеба было мало и народ часто голодал.

В совершенно ином положении, чем прикрепленные к земле крестьяне, находились ХОЛОПЫ, кабальные дворовые и задворные люди, которые потеряли право свободного распоряжения своим трудом.

Очень часто холопы обрабатывали землю наравне с крестьянами, но собранным хлебом распоряжался помещик, который по желанию мог переселить своего холопа к себе на двор, взять его в услужение или отправить в другую вотчину. Так как в холопы шли люди маломощные, неспособные и не желающие заводить своего хозяйства, то обыкновенно они не тяготились своим зависимым положением, которое избавляло их от необходимости постоянно заботится о спасении себя и своей семьи от холода и голода.

В неурожайные годы, когда крестьяне испытывали нужду в хлебе и в иных случаях даже умирали от недостатка пищи, кабальные дворовые люди получали все необходимое от своего господина, и тогда положение их было лучше, чем положение прочих крестьян, самостоятельных, независимых хозяев.

Новое изменение в положении крепостных крестьян последовало при Петре Великом. То было время, когда в Европе из мелких владений складывались крупные государства. Петр Алексеевич заставил работать все классы населения. Все дворяне были обязаны состоять на военной или гражданской службе. Духовенство со всем своим потомством должно было служить Русской Православной Церкви.

Податные сословия, мещане и крестьяне также были призваны Петром к усиленной службе государству. Для увеличения средств казны он установил подушную подать, которой были обложены все лица мужского пола, принадлежавшие к податным сословиям. В 1719 году с этой целью была произведена первая ревизия (перепись), во время которой крестьяне и холопы были соединены в общий класс крепостных. Вследствие этого, численность крепостного населения увеличилась, но холопы перестали быть рабами, превратившись в крестьян.

Ответственность за правильное поступление податей была возложена на помещиков.

Государство еще не было настолько богато, чтобы оплатить труд всех местных властей. Поэтому управление было бесплатно возложено на помещиков, которым предоставлялось кормиться от своих вотчин. Помещики вносили подати за крестьян, судили их и наказывали, кормили во время голода, давали семена для посева в случае неурожая.

При таких условиях должна была постепенно возрастать и власть помещиков над крестьянами.

После прикрепления крестьян к земле, некоторые помещики, продавая сперва землю с прикрепленными к ней крестьянами, стали потом продавать крестьян и без земли.

Делалось это сначала редко; затем чаще и вошло в обычай, а потом составило право помещика распоряжаться крестьянами, как своею собственностью.

Крепостных не только продавали, но также менялись ими и отдавали их в приданое. Как полный собственник своих крепостных, помещик был единым судьей их исполнительности, усердия и всех вообще поступков. За всякую неисправность, за хозяйственные упущения – мог налагать на них наказания.

Но и после первой ревизии крестьяне не утратили вполне личной свободы. Они могли, например, перечисляться в городское торговое сословие, если вели торговлю на 300 или 500 рублей в год.

Окончательное закрепощение крестьян произошло во второй половине 18-го века. Помещикам было предоставлено право ссылать крестьян в Сибирь (1760г), отдавать их в каторжные работы (1765г), при чем крепостные лишены были даже права подавать на помещиков челобитные (1767г). Вместе с тем крестьяне утратили имущественные права, свойственные свободным гражданам: они не могли ни приобретать недвижимых имуществ, ни вступать в подряды и откупа, ни обязываться векселями.

Крепостное право сложилось в России не вдруг, а создавалось постепенно, в течение многих веков.

Вызванное потребностями жизни, крепостное право в свое время было полезно и сослужило государству службу. Народ приучился к оседлой земледельческой жизни, земля населилась, непроходимые леса и болота превратились в пашни и луга, государство получило средства для своего расширения и из небольшого Московского княжества выросло в великую мировую державу. Крепостное право в России не было столь тяжким, как в других странах, и что полное закрепощение народа продолжалось сравнительно недолго, с половины 18-го века.

Но, те причины, вследствие которых крепостное право возникло, с течением времени стали исчезать. Народ от бродяжничества отвык, опасность от внешних и внутренних врагов уменьшилась, государство получило возможность иначе устроить судебную, административную и полицейскую власть. Крепостное право сделалось ненужным и, как ненужное, скоро стало вредным. Оно уже оказывало растлевающее влияние и на помещиков, и на крестьян. Крестьяне не хотели работать, потому что плодами их трудов пользовались помещики, помещики не желали трудится, потому что были обеспечены даровым крепостным трудом.

Все это влияло и на эффективность самого государства и встал вопрос об отмене крепостного права.

Русские Государи задолго до 1861 года принимали меры к освобождению крестьян от владельческого права. В 1797 году Павел I издал Манифест, по которому помещикам запрещалось требовать работы на себя в праздники, и барщина определялась 3 днями в неделю, а остальное время крестьяне могли работать на себя, при чем в Малороссии запрещено было вовсе продавать крепостных без земли.

При Александре I после того, как граф Румянцев пожелал отпустить на волю некоторых своих крестьян, наделив их землей, 20 февраля 1803 года был издан Указ о разрешении помещикам освобождать крепостных, даруя им полную волю и землю для обработки в личное их пользование, и такие люди стали называться «ВОЛЬНЫМИ ХЛЕБОПАШЦАМИ». Тогда же, вскоре (1808г) было запрещено вывозить крепостных людей для продажи на ярмарки и торги, при чем от помещиков, которые были уличены в жестоком обращении с крестьянами, последние отбирались вовсе, а сами помещики отдавались под опеку.

Наконец, при Николае I в 1852 г. был издан закон об «обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян от крепостной зависимости, представляя им в наследственное пользование участки земли на известных условиях, по взаимному соглашению. Такие крестьяне, получая личную свободу, оставались по-прежнему на господской земле, но за это обязаны были (откуда и само слово «обязанных») нести некоторые повинности в пользу землевладельца.

Но, все эти мере не отменяли права владеть людьми.

Решить эту задачу удалось только при Александре II.

Господа - это рептилии?

Анекдоты придворного шута Тимофея Кульковского, жившего в 18 веке.

Забулдыга - пьяный богатырь.