Прежде, чем мы начнем путешествие, стоит сказать несколько слов о Нижневартовском районе. Ведь это самый крупный район во всей Югре с численностью населения около 36 000 человек. Более двух тысяч из них – представители коренного населения. 84 % от этого числа – ханты. Если вы хотите узнать больше об этом народе, смело отправляйтесь именно в Нижневартовский район.
Кстати, до 1962 года он назывался Ларьякским. Это отдаленное село более тридцати лет было районным центром и значимой торговой точкой окружного значения. Поэтому целесообразно начинать знакомство с современным муниципальным образованием с изучения его истории. Отправляемся в Ларьяк.
Путь от Нижневартовска до Ларьяка – не близкий. Путешествие займет около 5–6 часов. Летом вы доберетесь по реке, а в холодное время года – по зимнику. В село нет прямой дороги, потому что оно расположено на острове, вокруг которого простирается река Вах с многочисленными притоками.
К слову, с языка ваховских ханты один из вариантов перевода названия села звучит подобающе расположению – «народ с заливных лугов». Другой вариант – «люди на болоте». «Лар» – заливной луг, болото. «Ях» означает «люди, народ, заселенная людьми и зверями местность».
Готовы узнать, какие интересные истории таит в себе эта местность?
Здесь вам расскажут об истории бывшего районного центра и о том, почему его называли значимым торговым местом.
Деревянный дом находится на высоком берегу реки Вах. Согласно архивным источникам, постройка возникла во второй половине XIX века и принадлежала Прохору Акимовичу Кайдалову, купцу второй гильдии. Это один из уцелевших в селе домов постройки последней трети XIX – начала ХХ веков.
Купец Кайдалов был выходцем из сургутских казаков. В Ларьяке он поселился в 1885 году. За время проживания успел наладить торговлю с Сургутом, Тобольском, Томском, Нарымом и даже участвовал в исследовании бассейна реки Вах. Словом, активно развивал населенный пункт.
Его родовая усадьба имеет богатую историю. В 1898 году в Ларьяке жил финский учёный Уно Тави Сирелиус. Он ежедневно бывал в доме Кайдаловых. В июне 1899 года и зимой 1900 года останавливался и посещал дом главный лесничий Тобольской губернии, известный исследователь Тобольского Севера А. А. Дунин-Горкавич. А также исследователь Г. М. Дмитриев-Садовников, который в последующем женился на дочери Кайдалова – Анне.
После смерти купца с домом происходило разное. Во время революции здесь располагался райком партии, затем библиотека. Потом его и вовсе разделили на небольшие квартиры.
В последующие годы дом пережил ещё не одну перестройку: здесь была аптека, магазин, школа-интернат и даже общество Красного креста. С течением времени строение разрушалось, и в итоге от него остались лишь руины. В 2012 году дом был включен в единый реестр памятников истории и культуры. В 2014 году началась реконструкция здания. 9 сентября 2017 года музей был открыт для посещения.
Чтобы присвоить усадьбе статуса исторического памятника, строителям пришлось постараться сохранить исходный материал – оригинальные дверные проемы и оконные рамы, деревянные резные элементы. При реставрации использовались старинные технологии – устройство глиняной стяжки, обработка стен и потолков гашеной известью.
Сейчас это великолепная усадьба на 6 комнат с дворовыми постройками, характеризующая купеческий быт северного края. Первая комната – остяцкая, где протекала основная жизнь купца, находилась лавка с товарами и производились расчеты с охотниками.
Далее располагается кабинет самого Прохора Кайдалова, женская комната, где обитали и занимались рукоделием пять дочерей купца. И кухня-столовая с русской печью.
В настоящее время в музее хранится более 500 экспонатов. Основу составляют историко-бытовые предметы: посуда, различные газеты, кухонная утварь, охотничьи снаряжения и другие вещи того времени. Большинство из них передали в дар жители Ларьяка. Коллекция музея связана с почти трехсотлетней историей села и русского заселения Среднего Приобья.
Следующая точка маршрута – национальное село Варьеган. Дорога от Нижневартовска до него занимает меньше – около двух с половиной часов по современной автомобильной дороге. Так что путешествие будет комфортным. Село является сердцем сохранения и возрождения традиционной культуры народов, живших у бассейна реки Аган и её притоков – от первых поселений до наших дней.
Это первый музей на территории Нижневартовского района и один из первых национальных музеев в округе. Основал его в 1987 году известный югорский писатель и выходец из этих мест Юрий Вэлла. А предложил идею этнограф из Новосибирска Измаил Гемуев.
Гордостью музея является открытая территория, которая занимает около трех гектаров земли и насчитывает более 20 жилых и хозяйственных построек: лабаз рода Сардаковых, постройка из святого места хранительницы Богини Ягурьяха и деревянный сруб для хранения медвежьих костей. А также жилые постройки: зимний моховой дом- полуземлянка, летний берестяной чум. Эта экспозиция позволяет посетителям в мельчайших деталях разглядеть традиционный уклад жизни аганских ханты и лесных ненцев. Всего же в фондах музея более 1500 экспонатов, которые оформлены в выставки об истории села, традициях проведения национальных обрядов, мужской и женской одежде, утвари из бересты из дерева.
В 2016 году территорию парка дополнили самым ценным экспонатом – открыли для посещения дом-музей основателя культурного учреждения. Он посвящен жизни Юрия Кылевича Айваседы (Вэллы) – поэта и писателя, который создавал свои произведения на русском, ненецком, а также хантыйском языках.
Комплекс состоит из надворных построек: лабаза (продуктовый склад), веранды в виде чума, кострового места и самого дома. Сам дом, где жил писатель, совсем небольшой и состоит из маленькой прихожей, кухни, двух комнат и, конечно же, библиотеки.
Несмотря на то, что при жизни Юрий Вэлла прославил округ и родное село далеко за пределами России, он называл себя обычным оленеводом и всю жизнь проживал на стойбище, сохраняя традиционный уклад. А этот дом становился его пристанищем, когда литератор выезжал из родовых угодий.
Одна комната в доме-музее сохранена в том виде, какой и была при жизни хозяина. Вторая комната оборудована выставочными витринами с экспозицией предметов быта и охоты – всего более сотни вещей, которыми пользовался народный поэт. В музее есть бюст писателя, его портреты, а также архивные документы и награды.
Но самое ценное – это рукописи и черновики литератора. Таким образом можно не только представить образ его жизни, но и прикоснуться к творчеству.
Ну а напоследок предлагаем посетить село Аган. Вернее, «Карамкинское» стойбище, которое расположено недалеко от него. Путешествие от Нижневартовска также займет пару часов в одну сторону.
Добраться до стойбища можно на личном автотранспорте. Однако стоит учитывать, что зимой понадобится автомобиль с повышенной проходимостью. Летом же будет достаточно моторной лодки. На этностойбище принимают гостей круглый год.
На небольшой территории на берегу реки расположились деревянные домики, чум, лабаз, баня, беседка, межсезонное стойбище, ледник, загон для оленей и другие хозяйственные постройки. Кроме того, установлены стопоры для ловли рыбы и оборудован причал для лодок. Сюда можно приехать как на один, так и на несколько дней.
Для приятного времяпрепровождения на территории стойбища организуется рыбалка, мастер-классы по разделке и приготовлению рыбы, мастер-классы по традиционным промыслам и ремеслам. Гостей потчуют блюдами национальной кухни, ароматным чаем из чаги и трав, «падавухой» (рыбой, приготовленной на костре), строганиной из щуки, ягодой, иногда гостям предлагают в качестве экзотического блюда медвежатину. И все это на свежем воздухе в окружении великолепной северной природы.
В зависимости от времени года здесь также предлагают прокатиться на оленьих упряжках, снегоходах, квадроциклах, тюбингах, обласах. Вокруг базы можно собирать грибы и ягоды, так что в летнее и осеннее время с пустыми руками возвращаться домой не придется. И самое интересное: на стойбище можно покормить оленей и сфотографироваться с ними в национальных костюмах. Все, чтобы вы провели время максимально хорошо.
Отправляясь в путешествие по селам Нижневартовского района, вы совершенно точно погрузитесь глубоко в быт коренных народов и в полной мере изучите историю этого уголка Ханты-Мансийского округа.