Не пойман - не вор. Ni vu, ni connu. Франция, 1957. Режиссер Ив Робер. Сценаристы Жан Марсан, Ив Робер (по роману Альфонса Алле «Дело Блеро»). Актеры: Луи де Фюнес, Ноэль Адам, Клод Риш, Ролан Армонтель, Мадлен Барбюле и др. Прокат в СССР – 1961. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Известный французский режиссер Ив Робер (1920-2002) запомнился зрителям, прежде всего, по пародийной дилогии о похождениях Высокого блондина, хотя на его счету и такая психологически тонкая драматическая комедия, как «Привет, артист!». Однако первый европейский успех Ива Робера связан с комедией «Не пойман – не вор» (1957) с Луи де Фюнесом (1914-1983), который еще не был тогда суперзвездой французского экрана.
Эта комедия появилась в советском прокате в начале 1960-х и туту же стала весьма популярной.
Ее популярность сохраняется и у многих зрителей XXI века:
«Один из первых фильмов, который познакомил меня с творчеством Луи де Фюнеса… С детства запомнились крики его попугая: "Ты красив, Блеро!", когда из-под куртки героя торчали хвосты фазанов добытых на браконьерской охоте» (Соловьев).
«Не фильм, а песня! Множество прикольных моментов, например, когда герой де Фюнеса с начальником тюрьмы возвращаются с ночной "прогулки", они стоят у ворот тюрьмы, а в этот момент с противоположной стороны крадутся сторож и все остальные "сидельцы": "Мы ходили на "Мулен руж"» (Ленуся).
«Классика французской комедии… В роли Блеро … де Фюнес уморителен - в ней проявляются достаточно четко задатки всего того, что будет позже привлекать к экранам миллионы зрителей в мире - энергичность, хитрость, несоответствие внешнего вида с человеческими достоинствами, типичные гримасы, мелкие движения, крикливость. … А еще в фильме, впрочем, как и во всех французских лентах, красивые девушки, искрометный юмор и прекрасная картина жизни маленького провинциального французского городка. Старый добрый фильм - для ностальгирующих по хорошему кино» (Боб).
«Одна из первых ролей Луи де Фюнеса в которой раскрылся его замечательный талант комика. … Фильм раскрывается постепенно, как цветок, завораживая простотой сельской жизни маленького французского городка. Режиссёру удаётся с первых минут захватить внимание и душу зрителя, погружая полностью его внимание в жизнь и забавные приключения персонажей… Бесспорно, это шедевр киноискусства» (Персей).
Александр Федоров, 2021