Александра Тарус — румынская артистка, выступающая в итальянском цирке Darix Togni. Воздушная гимнастка не только висит на собственных волосах, качаясь, совершая пируэты, она способна ещё и поднять дополнительные тяжёлые грузы. Мы встретились с Александрой в Петербурге в пяти минутах ходьбы от цирка Чинизелли на Фонтанке и пообщались о жизненно важных решениях, путешествиях и невообразимых возможностях человеческого тела.
Интересовалась деталями Ксения Медведева
Удивляла своими способностями Александра Тарус
Фотографировала Елена Смирнова
Часть первая. Дом там, где я есть
С чего началась ваша любовь к цирку?
Первый раз, когда я пошла в цирк, мне было 8 лет, и я почти ничего не помню, кроме животных. Потом, спустя много лет, в 2010 году у меня появилась возможность поработать две недели в Катаре, Дохе с цирком Darix Togni. Это было решение двух дней, я тогда училась в университете, а моя лучшая подруга работала в агентстве по поиску талантов в индустрию интертейнмента. Она сказала мне: «Им нужна танцовщица в цирке, тебе необходимо очень быстро определиться». Для меня это было сравнимо с проходящим мимо поездом: либо ты прыгаешь в него, не раздумывая, либо поезд проезжает, и ты остаёшься.
Я рассматривала тогда эту поездку как возможность жизненных перемен. Поговорила с сестрой: она была абсолютно другого мнения, с недоверием относилась к моему выбору, ведь столько противоречивых существует историй, и я действительно ехала практически в никуда.
Как сейчас помню, 11 февраля, в День рождения моей мамы, я пришла с ней поговорить, так как в этот же день и уезжала. Мама мне сказала что-то вроде: «Ты совсем с ума сошла? Абсолютно тебя не понимаю, неужели ты действительно уедешь?» Я постаралась объяснить, что приняла твёрдое решение, и мне это было нужно как воздух. Сестра дала мне немного денег, чтобы в случае чего я могла вернуться домой. Мама плакала, я пообещала позвонить ей, как доеду...
Вы сказали, что учились как раз в то время в университете, связано ли это было как-то с танцами?
Я училась в балетной школе в Румынии четыре года потом ещё прошла курс contemporary dance. В выпускном классе в школе у нас была учитель географии, которая мне очень нравилась, и благодаря ей захотелось изучать географию туризма. Все вокруг удивлялись моему выбору, но я обожала эту сферу и всегда хотела путешествовать. Ну, в общем-то не с профессии как таковой, а скорее с Катара и началось это путешествие под названием «Цирк». Университет пришлось оставить. Кстати, балетная школа не прошла зря: я неустанно вдохновляюсь балетом и беру идеи для своих костюмов оттуда.
Вы сами себе создаёте костюмы для выступления?
Да, конечно! Я никогда не училась этому, а просто смотрела на других. В цирке каждая женщина умеет шить, многие артисты сами делают себе костюмы. Какие-то знания я приобретала в интернете, шла путём проб и ошибок и в итоге наработала со временем опыт.
Расскажите про ваш номер, кто вы в нём?
Я есть, кто я есть! Шучу, там я принцесса, и главное в представлении — показать силу моих волос, ведь зачастую люди даже и не понимают, что я вишу на своих собственных волосах. На момент, когда мы придумывали номер, не было никого, кто бы делал что-то подобное в Европе. Были шоу в Китае (откуда всё, насколько я знаю, и пришло), в Южной Америке: в Бразилии и Венесуэле, а сейчас я видела уже несколько похожих перформансов на территории европейских стран и даже здесь в России.
Когда впервые вы обнаружили силу волос и стали показывать её людям?
Я пришла в цирк Darix Togni в 2010 году, в 2015 стала работать в тандеме с ещё одной девушкой, которая впоследствии ушла, и мне представилась возможность попробовать себя в этом искусстве: висеть на собственных волосах под куполом цирка. Когда я впервые увидела номер, то подумала, что за сумасшествие такое — я точно ничем подобным никогда заниматься не буду. Для меня представление было чем-то сверхъестественным, из области фантастики. Спустя годы, когда я впервые попробовала висеть на волосах, конечно, было очень больно, я плакала. Я вообще не переношу боль, а в цирке мне советовали: делай сразу, не стой и не страдай — просто возьми и сделай!
Где-то через год я стала делать пируэты в воздухе, и это другая боль, совсем другое ощущение. На земле ты чувствуешь пол под ногами, ты всё контролируешь, можешь в любой момент остановиться. В воздухе иная история, и сверхважно правильно начать, ведь красота, элегантность пируэта требует большой работы.
Антракт
Часть вторая. Личные границы
Когда вы приехали в Петербург?
Мы с цирком приехали примерно в конце января 2020 года и начали репетиции, а 20 февраля состоялось первое шоу! 15 марта мы завершили выступления, так как пришёл «локдаун», запретили массовые мероприятия и закрыли границы.
То есть вы уже около года не показывали шоу?
Всё верно! Мы находимся в Петербурге, тренируемся, ухаживаем за животными и очень ждём открытия сезона!
Вообще, в Россию мы приехали в апреле 2018 года и начали работать в июне сначала в Казани, а потом путешествовали по городам, проводя в каждом примерно по два месяца.
Я уже задавала вопрос о том, когда впервые вы стали показывать свой номер, но теперь хотелось бы узнать о тех самых грузах, которые поднимали на своих волосах в Ижевске.
Осознание того, что помимо собственного веса я могу держать ещё дополнительные 60 килограмм, пришло ко мне давно. Я поднимала артистку, с которой работала (её вес как раз 61 кг), но абсолютно не придавала этому значения. Иногда я даже теряю интерес к тому, что у меня получается, достигаю результата и успокаиваюсь, как будто записываю у себя в личном журнале, закрываю его и тут же забываю обо всём.
Но всё же вы настойчивый человек! Стоит только вспомнить о рекорде, который установили в Ижевске.
Да, это правда. Моя подруга — конторсионистка, и она установила рекорд Гиннеса, когда мы вместе работали в Венгрии. Если кто не знает, конторсия — это изгибание тела в необычные формы. Я тогда так вдохновилась, что стала исследовать рекорды Гиннеса в своём направлении и нашла только одну девушку, которая держала 55 килограмм волосами, но делала она это несколько другим образом: висела головой вниз, соответственно, вес её тела был не в счёт.
А засчитывается вес вашего тела?
Нет-нет, только дополнительный груз.
Сколько килограмм вы подняли тогда в Ижевске в 2018 году?
Свои 60 (вес моего тела) и 87 килограмм дополнительного груза. Я проделала всю бумажную работу для конкурса, договорилась с директорами, чтобы цирк являлся официальной площадкой для трансляции рекорда. Руководство было очень отзывчиво и так обрадовалось, что пригласило журналистов, телевидение. На самом деле, я думала, что придёт пара-тройка человек, но в итоге оказалось слишком много людей.
Во время выполнения трюка я попросила, чтобы никто не касался ни меня, ни того груза, который я поднимаю. Согласна, что это действительно очень опасно, вся боль приходится даже не на скальп как таковой, а на мышцы шеи. Если кто-то коснётся меня в процессе поднятия веса, то это только прибавит боли. Я продолжала повторять, что могу всё контролировать сама, но люди вокруг старались меня поддержать, как будто бы защитить. Я понимаю, они волновались и переживали, это чувствовалось даже в замедленных движениях того, кто управлял тросом. Было столько неудобств, но я это сделала, подняла 87 килограмм. Потом уже по видео, когда отсматривала номер, поняла, что визуально качество не соответствовало, техника исполнения была неидеальной.
Скоро я собираюсь повторить рекорд, но на этот раз в присутствии только самых важных людей. В этом году команда «Гиннес. Мировые рекорды» предложила мне поднять 100 килограмм, а я буду пытаться поднять 101!
Сколько времени вам нужно, чтобы подготовиться к новому рекорду?
Три-четыре месяца, полагаю. Раньше, когда я активно тренировалась перед записью в Ижевске, поднимала и 90 килограмм, это было сложно, конечно, поэтому тогда я решила, что для рекорда возьму чуть меньше — 85 кг. Ребята, которые готовили реквизит, принесли мне груз общим весом в 87 кг. Вот почему я выбрала именно эту сумму, вернее, даже не выбирала. Это судьба! Как и сам цирк — мой дом, моя семья, моя жизнь каждый день!
Занавес
Другие статьи журнала «— ИМЕННО.» вы можете найти здесь .