Лучший фильм ужасов 1997 года по версии кинопремии "Сатурн"? Да вы что... Как "Адвокату дьявола" это удалось – для меня тайна. Ведь фильм совершенно не страшный, скорее веселый и детский до глупости.
Именно так об этом фильме отозвался писатель-фантаст Лев Вишня. По синей ссылке - переход на его страницу. А ниже - рассказ о том, почему этот фильм, который на том же Кинопоиске имеет отличный рейтинг 8,2 балла, совсем его не впечатлил.
Сюжет фильма заложен ещё в Библии, пусть и немного другими словами. Кратко: преуспевающий адвокат, выигрывающий одно дело за другим, внезапно узнает, что за всеми делами, которые он вел, стоит дьявол. Более того - его отец и есть Сатана. И начинается борьба за душу, Сатана проигрывает, исправившийся адвокат начинает судить на основе совести. Сказка со злым волшебником и добрым концом, вот и всё.
Вот только вместо сказки зритель получил откровенную поверхностную историю о пути к американской мечте. Сатана был воспет в очередной раз, снова и снова, показана его бесконечная доброта, забота о простом человеке и истинный гуманизм в пику лживому гуманизму кого-то другого. Он даёт все, что пожелает главный герой, но почему-то тот как маньяк мучается совестью и ссылается на дурацкую свободу выбора. "Ты мне дашь всё, но я хочу этого достигнуть сам, так что иди в ад"...
В результате фильм выглядит как прекрасная опера, почему-то снятая как триллер. Текст сценария неплохой, хотя перезагруженный старыми афоризмами. Сюжет довольно утомительный (честно говоря, при первом просмотре не выдержал и немного мотанул вперед), но для адвокатов естественно интересный.
Конечная заложенная идея – откровенно упадническая: эта мысль заключается в завершении процесса потери веры в современном обществе и полной замене каких либо нравственных установок унаследованных от церкви и духовного наследия прошлого. Хотя… в таком мире, что показали, римский папа будет первым, кто прибежит продавать Дьяволу душу.
Фильм довольно слабый именно по содержанию, и в нем по сути ничего нового, а идет перебор идей, высказанных давным-давно. К тому же он необычайно комичный и гротескный. Драмы не чувствуется, чувствуется небольшая хохма, которую завершает ну предельно прямолинейная фраза из уст Аль Пачино в самом последнем кадре: «тщеславие мой самый любимый грех». В итоге оценка сюжета, сложна, именно потому, что сюжета нет. Все течет своим чередом и не спеша приходит к финалу.
Актерская игра… Да, наверное хорошая. Так суметь сыграть столь плоские и элементарные персонажи надо суметь. И сделать это смогли бы только по-настоящему талантливые люди, так что подборке актёров - твёрдая десятка. Аль Пачино просто отличен! Киану - чуть похуже, но не отстаёт. А девочки в лице Шарлиз Терон, а затем Конни Нильсен – изумительны и прекрасны. Давно так никто не показывал скидывание с себя покровов тайны... Как мужчина оцениваю на 9-10 баллов. Зрительницы же наверняка падали при просмотре, теряя сознание в экстазе, будучи пронзенными харизмой Аль Пачино и Киану Ривза. И то верно, как они хороши в своих строгих, безупречных деловых костюмах, наши главные герои: Люцифер и его новоявленный отпрыск.
В итоге: финал вроде бы отвечает на какой-то вопрос, но остается не понятным - а какая тут мораль? А почему Кевин (адвокат) отталкивает от себя своего отца (Сатану)? Это просто кивок на этику, для абсолютно нормальной на сегодняшний день американской идеологии: «бяка все равно не пройдет, хотя она нам всем очень нравится!» В остальном все предельно понятно и грубо в лоб, без малейших намеков на эзопов язык и второй слой содержания.
У меня даже была мысль, что я смотрю «детский недетский» фильм. Потому что язык фильма – откровенно ребяческий, подростковый, а вот сами темы со стороны выглядят как серьезные.
Вторая мысль у меня была: «Санта Барбара» и "Богатые тоже плачут" на скамье в зале суда. Мыльная опера без эмоций. Как-то вообще у меня не возникло ни грамма сочувствия ни к главному герою, ни к его подружке. Какие-то они настолько фанерные персонажи, а их страдания так «вымучены режиссером». Одна была мысль – нам бы ваши проблемы. Не понимаем мы вас… не понимаем… Эх, всех бы этих товарищей (включая Сатану) в вагон и на Колыму – строить социализм! Разжирели и зажрались, просто слов нет.
Оценка, которую фильму поставил Лев Вишня - 7 баллов. Качественно, красиво и только. Тема подана очень прямолинейно и предельно элементарно. Без изюминки и примерно как для детей.