Найти тему
Про что кино?

«Бонни и Клайд» (1967) VS «Разбойники с большой дороги» (2019)

Бонни и Клайд – пара грабителей, наводивших шуму во времена Великой депрессии, навсегда вписали свои имена в мировую историю. Бони и Клайд стали нарицательными именами, архетипами в мировой культуре и общественном сознании, означающие пару мужчины и женщины, промышляющих незаконными деяниями. Учитывая культовость данных фигур, тем интереснее узнать, как воплощали эти образы на большом экране.

Значение картины Артура Пенна «Бонни и Клайд», трудно переоценить с точки зрения истории мирового и американского кинематографа – картина задала множество трендов, стала одним из знаковых фильмов тех времен наравне с такими культовыми лентами, как «Выпускник» (1967) и «Беспечный ездок» (1969), стала одной из отправных точек для начала эпохи «нового Голливуда». Временное ограничение пресловутого кодекса Хейса (а затем и его полная отмена) позволило демонстрировать в кадре погони, убийства, кровь и прочие «радости жизни», что, конечно, не могло не шокировать многих зрителей того времени.

-2

Сложно сравнивать образы с реальными. Однако кино и не обязано во всем быть достоверным - максимум правдоподобным. Важно то, что заложили в образах парочки грабителей. В чем-то их можно назвать чересчур романтизированными, но это не так – важно учитывать контекст, во время которого вышла картина. Убийства и погони – это лишь форма аттракциона, позволяющая заложить в образы грабителей дух веяний того времени и желания перемен. Картина органично использует исторический базис, в котором развивает свой сюжет. Вокруг эпоха Великой депрессии, многие люди разорены, а кто-то нажил себе капитал. Сердца людей требуют перемен, а Бонни и Клайд – это грубая персонификация внутреннего недовольства американцев. И пока на экране нам показывают грабежи, нет-нет, а мелькнет на стене какого-нибудь банка плакат кандидата в президенты Франка Теодора Рузвельта – будущего спасителя, который помог пережить стране это финансовое бремя.

-3

Получается, что Бонни и Клайд являются символом перемен сразу для двух эпох – для тех времен, которые показаны в фильме (1929-1933), а также для современников (конец 60-х). Но кроме важного культурологического значения, стоит отметить интересные психологические портреты парочки – Бонни молода и грезит «фабрикой грёз», а Клайд очарован ей, но не может заняться с ней любовью. Кроме этого, есть множество других тонких мазков, которые позволяют конструировать этих героев, превращая их из икон в обыкновенных людей со всевозможными комплексами. А весь ореол жестокости и беспощадности – это лишь газетные мифы и полицейские «глухари», которых повесили на Бонни и Клайда, чтобы в случае их «поимки» разом закрыть множество нераскрытых дел. Подобная мистификация и позволяет считать Бонни и Клайда монстрами, а одноименный фильм во многом развенчивает из чрезмерную жестокость. Кроме того, их показывают людьми, в которых стреляют без предупреждения, а в финале и вовсе становятся жертвами коварного предательствами и более 150 пуль, выпущенных в их сторону.

-4

Другим же путем идет картина 2019-го года «Разбойники с большой дороги». Здесь в центре повествования полицейские, которые смогли остановить грабежи Бонни и Клайда, устроив им жестокую засаду. В кадре сами Бонни и Клайд мелькают буквально пару раз, в то время как всё остальное время нам не показывают, а «рассказывают» об их жестокости. Прием для кино достаточно грубый, но в драматическом искусстве он старый, когда «свита делает короля», таким образом выстраивая фигуры персонажей. Но также нам показывают, как обычные люди радуются им, встречая как настоящих кинозвезд. Но авторы картины в большей мере концентрируются на том, что Бонни и Клайд всё-таки грабители и убийцы, при этом до максимума выкручивая их образы и превращая их в диких животных. Это хорошо показывает сцена, где двое рейнджеров исследуют место убийства дорожных патрульных, и делают вывод, что Бонни выстрелила лежачему человеку с обреза в лицо, после чего следуют шикарный вывод, что «они не люди».

Комично, что старая гвардия в лице героев Кевина Костнера и Вуди Харрельсона, которых вытащили из их пенсионного отдыха, в итоге убивает молодых и дерзких Бонни и Клайда. Словно авторы показывают нам, что старые порядки и консерватизм никогда не позволят разгуливающей вольготно шпане творить хаос и анархию на земле отцов демократии (можно вставить любую социально-политическую аллегорию по желанию). Вдвойне комично, что данный фильм вышел на Netflix, одном из флагманов чудесных перемен, апофеозом деятельности которых в последние годы является превращение белых персонажей в афроамериканцев и сильный акцент на их нетрадиционной сексуальной ориентации.

-5

Нивелирование действительно ярких культурно значимых образов — это не есть хорошо. Безусловно, Бонни и Клайд в реальности были грабителями и убийцами, которых ещё при жизни возвели на пьедестал. Но то, что сделали авторы фильма 2019 – это чрезмерная грань крайности. Безусловно, эта история не про них самих, а про их охотников, и акцент делался на расследовании и поимке опасной банды. Но пассаж в стиле «есть ещё порох в пороховнице» крайне неудачно совмещается с этими героями, а выставление жертвами полицейских за счет чрезмерной мистификации Бонни и Клайда – это не только неуважение к погибшим, но и очередная констатация факта, что общественность и политиканы готовы при малейшей возможности раздуть из мухи слона, превратив обычных грабителей магазинов и заправочных в угрозу всей американской нации.

Исходя из всего написанного стоит сделать вывод – современное голливудское кино, которое задает ориентацию на подобное создание образов по типу Бонни и Клайда, находится в месте, куда не попадает свет. И ладно ещё завязка в духе «в бой идут одни старики», которая в кинематографе встречается достаточно часто. Важно, что образы, которые были символом нового времени в культуре и обществе, отражением непростых перемен в мировой истории, превратили в зверье, которое надо изничтожить. А что вместо этого? Стерильность, однотипность, выгибание перед современными тенденциями. Теперь в моде Ариэли-мулатки, чернокожие Анны Каренины и Лаэрты и многие другие интересные многогранные персонажи. Хочется верить, что найдутся новые Бонни и Клайды, которые отразят праведный людской гнев и покажут, что глас народа – это не посты в твиттере и фэйсбуке, а открытая демонстрация своего недовольства вне простора Всемирной паутины.

Друзья, я буду рад любой форме обратной связи! Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите свое мнение в комментариях! Смотрите только хорошее кино! 😉