ТАИНСТВА ИЛИ ТАЙНЫ ЦЕРКВИ
ПОКАЯНИЕ
1. В таинстве покаяния грехи, совершённые верующими, которые искренне раскаиваются и исповедуются в них священнику – прощаются. «Многообразное милосердие Божие так помогает человеческим падениям, что не только посредством благодати крещения, но и посредством врачевства покаяния возвращается надежда вечной жизни» (Папа римский Лев I, Ep. 108 – PL 54.1011).
2. Господь пообещал дать власть прощать грехи апостолам (Мф. 16:19; 18:18) и наделил их этой властью после воскресения: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Эту власть апостолы передали своим преемникам. На основании этой власти, таинство покаяния развилось как данный Богом постоянный институт в жизни церкви, что подтверждается в писаниях отцов, а также литургическими и каноническими традициями церкви.
3. Администраторами (совершителями) таинства покаяния являются епископ и уполномоченные им священники.
4. Искреннее сердечное покаяние и исповедь священнику необходимы для прощения грехов. Первоначальная форма публичного покаяния была позже заменена формой частной исповеди перед священником.
5. Бог предлагает кающемуся прощение грехов через священника: «То, что делают священники на земле, Бог творит в реальности выше; и таким образом Господь подтверждает суд рабов Своих» (Иоанн Златоуст, Sac. 3.5 – PG 48.643). «Всё, что было разрешено этими ключами (церкви) на земле, обещано, что будет разрешено и на небесах» (Августин, Sermo 351.5 / 12 - PL 39.1549).
6. Священник, совершающий таинство покаяния, может, по своему пастырскому суждению, наложить епитимью не только на тех, кому еще не было совершено прощение грехов, но и на тех, кто уже был прощён. Применение епитимьи, как это засвидетельствовано в Священном Писании и Предании (ср. 2 Кор. 2:6-8; Апостол. Конституции 2.16, 18, 41 – PG 1.625ff., 629ff., 696ff.), направлено на духовное совершенствование грешника и предназначено для предотвращения повторения того же греха. Таким образом, епитимья не носит характер наказания, но скорее является средством благодати (Василий Великий, Кан. 65 – PG 32.797).
7. Таинство покаяния было установлено для всех крещённых, которые после крещения совершили простительные или смертные грехи, а затем продемонстрировали раскаяние в своих ошибках. Нет грехов или ошибок, которые будучи выраженными в покаянии не могут быть прощены через таинство. «Ибо Господь, прощающий все грехи, не исключил какое-либо преступление» (Амвросий Медиоланский, Paen. 1.2 / 5 – PL 16.467).
Кавала, 17 октября 1987 г.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
1. Во время своего искупительного служения на Земле наш Спаситель исцелял тех, кто страдал от болезней тела и души. Он поручил своим ученикам делать то же самое (ср. Мк 6:7, 13; 9:35). Следуя примеру Господа и апостолов, церковь совершает таинство помазания [помазания больных], в котором молится за верных и помазывает их маслом для исцеления тела и души: «Мы молим Тебя, Господь, пошли исцеляющую силу единородных с небес на этот елей, чтобы он был для помазанных средством для изгнания всех форм болезней и слабостей ... всех форм лихорадки и страданий, для исцеления благодати и прощения грехов как лекарство жизни и спасения, для исцеления и целостности души, тела и духа, и для полного укрепления». (Серапион из Тумиса, Euch. 29 [17] .1; ср. Innocence I of Rome, Ep. 25.8 / 11 – PL 20,560).
2. Апостол Иаков утверждает: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолится над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-16).
3. Для совершения таинства помазания больных необходимы освящённый елей и молитва. Совершителями этого таинства является священноначалие церкви, то есть епископ и священники. Если возможно, должно быть, как предлагает Иаков, участие более одного совершителя, хотя если это невозможно, то одного совершителя будет достаточно.
4. Плоды этого таинства – исцеление от болезней и прощение грехов. В связи с этим двойным лечебным эффектом, православная церковь также рекомендует это таинство здоровым верующим людям, готовящим себя к святому причастию; однако это не заменяет таинство покаяния.
5. В таинстве помазания должны участвовать все крещённые люди, а не только те, кто страдает смертельными заболеваниями.
Кавала, 17 октября 1987 г.
СВЯЩЕНСТВО
1. Рукоположенное служение (ordo) является фундаментальным институтом в церкви и берёт свое начало и основание в назначении апостолов воскресшим Господом, даровавшим им Святого Духа для выполнения своей миссии. Это служение следует понимать в связи с апостольской преемственностью (ср. Комиссионный текст III / 7), посредством которой продолжается спасительная работа Христа в церкви. Новый Завет свидетельствует о том, что через молитву и возложение рук апостолы передавали другим людям власть, данную им и что через эту молитву и возложение рук последними были получены от Бога дары благодати, необходимые для духовного служения (1Тим. 4:14; 2 Тим. 1: 6-14; 2: 2; Деяния 14:23; 20:28-32).
2. Эта особая апостольская характеристика, а именно само апостольское служение как служение всей церкви, которую апостолы олицетворяют как универсальные пастыри церкви, не входит в компетенцию епископов, назначенных апостолами через хиротонию. Ни один епископ не получил эту апостольскую должность для себя на основе [апостольской] преемственности, а скорее все епископы разделяют апостольство в церкви и через неё.
3. Несмотря на некоторую степень неясности используемой терминологии, рукоположенное служение как особая духовная функция появляется довольно рано в виде епископа, священника (пресвитера) и диакона. Епископ как учитель, архиерей и пастырь поместной церкви охраняет и сохраняет её единство и истинность учения. Поскольку он обладает полнотой рукоположенного служения, он также выполняет все сакраментальные действия и другие литургические функции, а также выполняет пастырское служение во всей его полноте. Священники (пресвитеры) поддерживают епископа, совершают таинства (за некоторыми исключениями) и другие литургические функции и участвуют в проповеди Евангелия и духовном наставлении верующих. Диаконы помогают епископу и священникам (пресвитерам) в совершении таинств, участвуют в общественных служениях и содействуют работе церкви в целом.
4. За исключением пока еще не до конца понятого служения диаконис, церковь не допускала рукоположение женщин.
5. Кандидат, который был определён как достойный для рукоположенного служения, рукополагается епископом через молитву и возложение рук на евхаристическом собрании церкви, во время которого епископ молится вместе с духовенством и верующими, чтобы сошла благодать Святого Духа. Данная практика засвидетельствована в «Апостольском предании» Ипполита (с.. 7f), известно также, что только на Западе присутствующие священники (пресвитеры) возлагают руки на голову рукополагаемого вместе с епископом, что является знаком их союза с епископом и их одобрения принятия рукоположенного в их иерархию. При этом это не ставит под сомнение полную и исключительную власть епископа в вопросах рукоположения. Молитва всего собрания и одобрение, выраженное в этой молитве, также демонстрируют соработничество и участие всех людей.
6. Божественная благодать, полученная при рукоположении, даёт власть для определенного служения в провозглашении Евангелия, в литургической сакраментальной жизни церкви, а также в собирании и созидании сообщества верных. Эта служба имеет различную форму и цель в зависимости от того, совершается ли она епископом, священником (пресвитером) или диаконом. Дар рукоположенного служения, переданный по благодати рукоположения, имеет тройную цель, потому что он продолжается в троичном служении Господа в церкви: царском, священническом и пророческом.
7. Эффективность таинств, совершаемых теми, кто находится в рукоположенном служении, не зависит от их личных качеств, «ибо Бог освящает нас в тайнах Своих» (Иоанн Златоуст, Hom. 8.1 в 1 Кор. – PG 61,69).
Кавала, 17 октября 1987 г.
БРАК
1. Брак – это учреждение, данное Богом. Он был основан Богом при творении как братство любви и взаимной поддержки мужа и жены (Быт. 2:18), затем брак был подтверждён Господом (Мф. 19: 4-6) и благословлён Его присутствием на свадьбе в Кане (Иоанна 2:1-11). Бог сотворил человека как мужчину и женщину (Быт. 1:27) и поместил их общую жизнь под его особую защиту и благословение. Уже в Ветхом Завете брак представляет собой характерный образ союза между Богом и Его народом. Под новозаветным браком, в котором союз мужчины и женщины связан взаимной любовью и верой, олицетворяет великую тайну любви и должен быть основан на единстве, подобно единству существующему между Христом и церковью (ср. Еф. 5:32).
2. В своём благословении первой человеческой пары Бог связал рождение детей с браком: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:28). В рождении детей и воспитании их в «наставлении Господнем» (Еф. 6:4), человек стал соратником Господа в Божьей работе по созиданию. Через детей человек переживает дар отцовства и материнства, супруги и дети образуют семью, которая представляет собой своего рода небольшую домашнюю церковь. Брак – это тайна любви по преимуществу (ср. Иоанн Златоуст, Laud. Max. 3 – PG 51.230). Он выполняет свою цель через общение и любовь супругов, а не только через рождение детей и совместную жизнь (ср. Еф. 5:25, 1 Цар. 1: 8). Любовь и единство между супругами как основная цель брака достигается, когда они остаются в милости Святого Духа.
3. Церковь, с давних времён благословляющая брак, «чтобы он удовлетворял Господу, а не похоти» (Игнатий Богоносец, Polyc. 5.2 – PG 5.724), не просто благословляет естественный союз мужчины и женщины, а скорее объединяет новую пару в евхаристическом общении и тем самым помещает брак в контекст тайны церкви. Согласие молодожёнов обязательно для брака, который заключается в таинстве по благословению законно рукоположенного священника.
4. Святость брака и духовный характер союза и товарищества людей в браке подобно образу союза между Христом и Его церковью является основанием для церковного убеждения, что брак – это неразрывный союз на всю жизнь. Господь провозгласил святость и нерасторжимость брака (Мф.19:6), но допустил возможность его разрыва по причине прелюбодеяния (Мф. 5:32; 19:9). Апостол Павел говорит, что второй брак после смерти супруга разрешён, хотя он выражает свое предпочтение, чтобы овдовевшие люди больше не женились (1 Кор. 7:39). Таким образом, в строгом смысле слова брак не может быть расторгнут по иным причинам, кроме прелюбодеяния или смерти одного из супругов; но церковь по снисходительности и любви к людям признаёт другие причины. В своей пастырской заботе Церковь руководствуется божественной заповедью и божественным расположением к прощению, когда она имеет дело с браками, которые не удались из-за человеческих недостатков.
5. В своей пастырской заботе церковь подчёркивает тот факт, что муж и жена равны (ср. 1 Кор. 7: 3 и далее; Еф. 5:21-33; 1 Пет. 3:1-7) и ответственны за благодать, которая принадлежит им в браке, а также призваны вместе прославлять Бога в их телах (1Кор. 6: 12-20; ср. также Евр. 13: 4).
6. Брак и рукоположение не исключают друг друга. Древняя церковь позволяла кандидату в священники свободный выбор между браком и безбрачием и запрещала только вдовцам вступать в брак после рукоположения. В отношении к браку после рукоположения, традиция древней церкви предусматривала «обетование безбрачия» при рукоположении с целью препятствия к браку. Брак и целомудрие не противопоставляются друг другу и не отменяют друг друга. Они представляют собой параллельные пути христианского совершенства.
Кавала, 17 октября 1987 г.