Как-то раз один монах, ради душевной пользы и назидания, спросил старца Никиту из ставроникитской келии Казанской иконы Пресвятой Богородицы на Капсале, какое он совершает монашеское правило.
Старец ответил: «Мой старец в общежительном монастыре велел мне совершать шесть чёток Господу Иисусу Христу и шесть — Пресвятой Богородице. Я же совершаю все двенадцать чёток Пресвятой Богородице. Честь, воздаваемая Пресвятой Богородице, спасает. Господь радуется, когда мы почитаем Его Пречистую Матерь. Тот, кто почитает Пресвятую Богородицу, Которая питала млеком Господа Вселенной, в большей степени почитает Самого Господа. Пресвятая Богородица — это мама. Ты знаешь, что такое мама?»
На этих словах старец не смог дальше говорить от рыданий, он выглядел подобным маленькому ребёнку, которого переполняла любовь к Пресвятой Богородице — его Матери.
Это благоговение и девственная любовь, которая возжигает внутренний огнь в сердцах святогорских монахов, украшает и придаёт благоухание их монашеской жизни. Старец Никита тоже горел этим сердечным чувством и любовью к Пресвятой Богородице. Он был рабом Пресвятой Богородицы и служителем Её Казанской иконы.
В келии старца Никиты была чудотворная икона — одна из копий Казанского образа Пресвятой Богородицы. Перед этой иконой в келии старца горела неугасимая лампада с большим пламенем и почти всегда горела большая восковая свеча.
Старец поставил икону Пресвятой Богородицы посреди церкви. Она занимала там почти всё место. Когда старец трудился в монастыре Пантократор и оставался там на ночь, то он шёл два часа пешком, поднимаясь в гору, чтобы добавить в лампаду масло, после чего возвращался в монастырь работать.
Все свои заработанные тяжёлым трудом деньги он приносил в жертву Пресвятой Богородице, покупая масло, свечи и ладан.
Уходя куда-то, старец никогда не закрывал свою келию на ключ. В районе Капсалы обворовывали много келий, и отцы спрашивали его, как он не боится, что его келию тоже ограбят.
Старец ответил: «Я пришёл сюда для того, чтобы охранять Матерь Божию — или для того, чтобы Она хранила меня?»
И деийствительно, несмотря на то что его келия была день и ночь открытой, из неё ничего не пропало. Старец, как чадо Пресвятой Богородицы, испытывал к Ней любовь и доверие, и Она ему помогала.
«Однажды,— рассказывал он, — я заболел неизвестно чем и четверо суток не мог пошевелиться, лёжа на кровати. Я не ел и не пил совсем ничего, потом кое-как слез с кровати и дополз до храма, где перед иконой Пресвятой Богородицы с плачем и многими слезами стал просить Её, чтобы Она меня исцелила и дала время на покаяние. Я чувствовал, что ещё не готов для великого путешествия. И Матерь Божия меня не оставила — ко мне начали возвращаться силы, после чего я поел и попил воды, а потом стал совершенно здоров».
📙 Купить электронную книгу "Новый Афонский Патерик" с поучениями преподобных Ефрема Катунакского, Паисия Святогорца для чтения на телефоне/компьютере/планшете вы можете, если нажмёте здесь