Найти тему

Кинофестиваль времени Больших Ожиданий. Веяния перемен

Аккредитация журналистов в этот раз проходит не в Доме киноактёра, как в предыдущие годы моего участия в Московском кинофестивале, а во Дворце культуры имени Ильича, где будут проходить и просмотры для прессы. Как обычно выбираюсь из дома заблаговременно, в результате прихожу где-то за полчаса до начала аккредитации. В ожидании брожу по фойе, разглядывая фотовыставку со встречи деятелей культуры «За безъядерный мир, за выживание человечества». На снимках Максимилиан Шелл, Марина Влади, Грегори Пек, Марчелло Мастрояни, Клаудиа Кардинале… Становится немножко завидно: а кто из «звёзд» приедет на кинофестиваль?

Во время аккредитации, благо из журналистов я пока один, беседую со знакомой сотрудницей пресс-центра. Она говорит, что на нынешний фестиваль заявок от иностранных корреспондентов поступило значительно больше, чем на предыдущий. Вероятно, им тоже интересно, каким будет Московский кинофестиваль времени перестройки.

На фото: режиссёр Милош Форман
На фото: режиссёр Милош Форман

Заместитель председателя Госкино П.К. Костиков не так давно говорил, что, в отличие от прошлых лет в жюри будет входить только один представитель СССР. Однако в том списке, который висит в пресс-центре, два советских кинематографиста: режиссёр Тенгиз Абуладзе и драматург Рустам Ибрагимбеков. Но возглавляет его, как и было обещано, Роберт Де Ниро.

5 июля, за день до открытия фестиваля, в вестибюле Восточного блока «России» я увидел выдающегося американского режиссёра Стэнли Крамера. Он приехал на фестиваль одним из первых. В этот раз поговорить с ним не удалось, но впереди ещё немало дней.

Список приглашённых «звёзд» выглядит внушительно. Правда, и раньше предварительные сведения о приезде известных мастеров кино были оптимистическими. Только вот потом, увы, они подтверждались далеко не полностью. Тем не менее, надеюсь, что актёры Беата Тышкевич, Джан-Мария Волонте, Ванесса Редгрейв, режиссёры Франчески Рози, Вим Вендерс и другие «звёзды» из предварительного списка приедут в Москву. А уже приехали классик неореализма Джузеппе Де Сантис и режиссёр знаменитой «Вестсайдской истории» Роберт Уайз.

Уже в первые дни фестиваля на нём появился режиссёр, приезд которого в Москву был столь же невероятен, как появление марсиан – Милош Форман, в своё время эмигрировавший из Чехословакии в США. Похоже, что и организаторы ММКФ, и недружелюбно настроенные по отношению к нам кинематографисты пытаются преодолеть старые предубеждения. Удивило и «официальное» появление на фестивале Андрона Кончаловского. Он и после отъезда в США не раз бывал в Москве, но для Госкино он престал существовать. Рассказывали, что он предложил снять советско-американский фильм о Рахманинове, но ему категорически отказали.

Думается «возвращение в советское кино» Кончаловского пошло только на пользу. В этом убедила пресс-конференция Никиты Михалкова, которую он давал по фильму «Очи чёрные», показанному недавно в конкурсе Каннского фестиваля. Один из иностранных журналистов чрезвычайно вежливым тоном поинтересовался у Никиты Сергеевича, почему в Москве нет его брата. Смысл вопроса был всем ясен. Но тут любознательного журналиста ожидал сюрприз.

- Я не знаю, почему Кончаловского нет в Москве… Но он сидит здесь в зале, - закончил Никита Сергеевич под смех всех присутствующих.

А чуть позже сам Андрон сказал:

- Я никогда не прерывал связь с Родиной., я часто бываю в Советском Союзе. Но сейчас я впервые за все эти годы приехал не как частное лицо, но как член советской делегации на Московском кинофестивале. Для меня это чрезвычайно важное событие. И у меня такое чувство, что это отражение тех событий, которые происходят в стране.

Должен приехать на фестиваль и великий Феллини. В главном конкурсе будет демонстрироваться его фильм «Интервью». Хотелось бы, чтобы интервью Феллини было для меня не только на экране. Но добиться его будет очень трудно. Судя по тому, каким представил Феллини журналиста в своей картине «И корабль плывёт», отношение режиссёра к прессе весьма скептическое.

«Интервью» выйдет на главный экран фестиваля 13 июля, а в первые дни жюри и гости познакомились с картинами Египта, Индии, Бразилии, Китая, Мексики, Австралии, Польши. Пока приходится констатировать, что значительное (на 17 по сравнению с ММКФ-85) сокращение числа конкурсных фильмов не сказалось на строгости отбора по художественным критериям.

Открывала конкурсную программу египетская лента «Жена влиятельного лица». Она поведала перипетии семейной жизни студентки и офицера службы безопасности. В какой-то момент начал думать: «Молодцы, авторы, нашли интересный ход: в банальную историю о жестоком муже, внесли важный социальный подтекст: репрессивный аппарат духовно калечит и самих тех людей, которые его составляют». Но только у меня возникла эта мысль, как жестокого полковника вызвал «на ковёр» генерал и сурово отчитал за то, что он своими действиями дискредитирует власть. Вот так, чтобы зрители не спутали: речь не о грязных методах политической полиции, а о том, что и в ней попадаются плохие люди. А дальше все идёт по накатанному пути жестокой мелодрамы.

Из первых восьми конкурсных фильмов, пожалуй, только польская картина «Герой года» достойна претендовать на один из немногих в этот раз призов фестиваля. В ней показана попытка популярного шоумена, скомпрометировавшего себя в ходе событий 1980-1981 годов, устроить агитационное шоу «Герой года», которое реабилитировало бы его перед властями. Режиссёр Феликс Фальк предлагает зрителям присоединиться к его размышлениям над тем, что пропаганда, опирающаяся не на стремление донести людям правду, а на конъюнктурные соображения, неизбежно оборачивается духовным ущербом и для общества, и для тех, кто ею занимается. Фильм отличает тонкая режиссура, благодаря которой Фальк органично соединил социальный и психологический пласты произведения. Блестяще исполнил главную роль Ежи Штур.

Симпатии зрителей привлёк бразильский фильм «Человек в чёрном плаще». Его главный герой – реальный политический деятель Тенорио Кавальканти. Выходец из народа, он, благодаря поддержке народа прошёл путь к власти. Но потом, ради власти, изменил народу и вместо служения простым людям стал манипулировать их активностью в интересах своей карьеры. К сожалению, совсем поверхностно очерчено возвращение героя к своим прежним соратникам, к самому себе. Но вот финал картины хорош. В «полевевшей» Бразилии произошёл военный переворот. Армия охотится за «красными». Тенорио помогает своим друзьям добраться до какого-то посольства. Один из них укрывается в нём; другой, коммунист, решает уйти в подполье, чтобы организовывать борьбу с военной диктатурой. Теонрио не идёт ни с тем, ни с другим. «Я не коммунист – я мужчина!», - говорит он, достаёт из-под плаща тот самый автомат, с которым не расставался в начале своей карьеры, и взводит затвор. Таким стоп-кадром и завершается фильм.

Можно было надеяться, что перемены коснуться и рецензий на конкурсные фильмы. Однако уже ясно, что далеко не все журналисты оказались готовы к переменам. Один мой достаточно известный коллега вполне серьёзно спрашивал у меня: «Как писать: правду или лояльно?». Указания сверху, видимо, не поступило, и многие «во избежание» предпочитают писать лояльно. Китайский режиссёр Сюй Туньчжун сам сказал к журналистам, что ждёт от них критических замечаний в адрес своего фильма «Салон красоты». Как же, дождался…

7 июля начал работу кинорынок Московского фестиваля. Веяния перемен ощущаются и здесь. В этот раз Советский Союз выставил на кинорынок действительно всё лучшее, а не то, что по мнению кого-то было достойно представлять страну. В советской программе фильмы-лауреаты кинофестивалей в Мангейме, Канне, Венеции, Западном Берлине. Боюсь только, что призёр нынешнего ММКФ в ней вряд ли появится. Наша конкурсная лента «Курьер» Карена Шахназарова выставлена на рынок, но вот шансов завоевать одну из наград жюри у неё практически нет. Напомню, что на недавнем Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси, «взрослое» жюри детского(!) конкурса, в котором шёл «Курьер», не сочло его достойным своего приза.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород