Попытки реконструкции единой индоевропейской мифологии предпринимались еще в XIX веке, но Жоржу Дюмезилю удалось создать стройную, хотя и не лишенную слабых мест теорию трех функций. Сравнивая мифы разных народов, ученый пришел к выводу, что у каждого из трех основных сословий был свой бог. Жрецы поклонялись строгому богу правосудия и воздаяния, воины — богу сражений и доблести, земледельцы — богу плодородия, солнца и дождей. Особое место занимает в этом пантеоне богиня утренней зари, предмет ожесточенного соперничества между небесными светилами (чаще всего между солнцем и месяцев, но были и другие варианты).
Богиню рассвета представляли красавицей-невестой, поэтому в древности она была также богиней любви и красоты. Позже количество богинь, как и богов, приумножилось, а их роли разделились. При этом, например, Афродита сохраняла некоторые свои небесные атрибуты, а одно из ее имен — Урания — дословно означало «небесная».
К тому же древние часто соединяли образы утренней зари и утренней звезды (Венеры), не делая между ними разницы.
Эос и Аврора
Греческие поэты называли прекрасную Эос «розовоперстой», «одетой в шафранный пеплос» и «златотронной».
«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос» (Гомер)
Богиня была дочерью титанов Гипериона и Тейи, женой владыки звезд Астрея, сестрой солнечного Гелиоса и богини луны Селены. Ее считали матерью ветров — Борея, Нота и Зефира — и некоторых звезд, в том числе утренней — Эосфора. А восточный ветер Эвр был подкидышем от неизвестных родителей.
Каждое утро сияющая Эос омывала землю росой из сосуда и поднималась в небо на своей колеснице из морских глубин, запряженной белыми и розовыми конями. Она же открывала ворота зари перед Гелиосом, который отправлялся в долгий путь по небосводу. Чаще всего ее изображали крылатой молодой женщиной с кувшином в руках и в венке из солнечных лучей. Влюбчивая красавица могла одарить свой благосклонностью любого бога и смертного, а если он не отвечал взаимностью — просто похищала его.
За связь с богом войны Аресом ревнивая Афродита наслала на нее любовную зависимость, так что богиня просто не могла устоять перед любым привлекательным мужчиной. В пунцовом рассветном небе поэтичные греки видели вечно краснеющую от смущения божественную красавицу.
Эос была возлюбленной великана Ориона, впоследствии ставшего созвездием, и троянского царевича Титона. Последнему она родила двух сыновей Эмафиона и Мемнона, легендарного царя эфиопов.
Этот благословленный богами народ описывался как люди с сияющими лицами, а мифическая Эфиопия находилась где-то на южной границе обитаемого мира. Впрочем, с именем Мемнона греки связывали множество грандиозных сооружений в Египте и на Древнем Востоке. В частности, колоссами Мемнона называли статуи фараона Аменхотепа III. Мемнон погиб под стенами Трои от руки Ахилла, а Эос бесконечно оплакивала своего сына. Римляне назвали Эос Авророй и вручили факел. Позже с ее именем связали и такое явление как северное сияние (Aurora Borealis).
Ушас и Астхик
Индусы почитали лучезарную богиню зари Ушас, которая выезжала на золотой колеснице, запряженной алыми конями и быками. Юная красавица в сверкающем платье, одетая как танцовщица, она пробуждала от сна всех живых, ее приветствовали птицы. С появлением Ушас все злые духи бежали прочь. Ушас давала защиту, славу, богатство, лошадей и детей, была музой поэтов и одаривала вдохновением. Согласно «Ригведе», Ушас — дочь небесного бога Дьяуса, жена солнечного Сурьи и мать близнецов-всадников Ашвинов, олицетворения рассвета и заката. При этом Ушас конфликтует с богом грозы Индрой, который разбивает ее колесницу в пьяном угаре.
Вообще в индоевропейской мифологии заря и гроза как ярчайшие природные явления всегда находятся в сложных отношениях. Они ссорятся, враждуют, но иногда и заключают символический брачный союз.
Например, армянская богиня Астхик, чье имя говорит само за себя — «утренняя звезда» – была также богиней любви, воды и плодородного дождя. Он проливался на землю после каждого свидания богини с возлюбленным — громовержцем Вахагном. Чтобы скрываться от взглядов любопытных смертных мужчин во время купания в реке Арацани, богиня насылала туман. Другим символом Астхик была рыба, что также сближает ее с греческой Афродитой и сирийской Атаргатис. После принятия христианства Астхик стала дочерью Ноя, рожденной после потопа и сестрой Сима, Хама и Иафета.
Аустра и Заря-Заряница
Балтийская богиня рассвета и утренней звезды Аустра (Аушрине) выступает в мифах в двух ипостасях. В первом случае она — возлюбленная месяца, который изменяет с ней своей законной жене, солнечной богине Сауле. За предательство бог грома Перкунас рассекает лунного бога, так что с тех пор он появляется на небе частями. При этом сама рассветная богиня иногда оказывается женой разгневанного громовержца, которую тот сбрасывает на землю.
Во втором случае Аустра — дочь Сауле и ее преданная служанка. Каждое утро она разводит для матери огонь, который тушит уже вечерняя заря Вакарине.
В славянских сказках и заговорах прекрасная девица Заря-Заряница в золотых и алых одеждах фигурирует как сестра солнца и хранительница ключей от неба, живущая далеко на востоке, на берегу мирового океана. При этом иногда Заря играет роль и грозовой богини, рассыпающей зарницы на небе и поражающей молниями демонов. Поэтому в заговорах ее просят уберечь от копья, стрелы и врага. Ей помогает сестра Вечерница, Вечерняя Заря.
Восход и закат солнца вообще считался магическим временем, в это время произносили заговоры и колдовали. При этом рассвет был благим временем, а закат — опасным. Крестьяне верили, что в час вечерней зари нельзя спать, чтобы не накликать скорую смерть, поэтому старались разбудить даже младенцев. Хотя в сказках Заря описывается как юная красавица, у нее есть и другой облик — сияющей кобылицы. Связь лошадей с солярными божествам — важная черта индоевропейской мифологии. В заговорах утреннюю зарю именуют ясной Марией, а вечернюю — темной Маремьяной.
Самый известный образ Зари можно найти в «Коньке-горбунке», где она носит имя Царь-девицы.
«От гостей же слух идет,
Что девица там живет;
Но девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да и солнышко ей брат.
Та девица, говорят,
Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нем;
Разны песни попевает
И на гусельцах играет…»
В «Американских богах» Нила Геймана действуют обе сестры, плюс Заря Полуночная, вероятно, придуманная писателем. Толкин несколько раз обращался к образу рассветного божества.
Во-первых, это мореход Эарендел, который достиг берегов блаженных земель и стал звездой. Писатель вдохновился фразой из англосаксонской поэмы, где упоминается ангел Эарендел, воплощение утренней звезды. Кстати, средневековые богословы иногда сравнивали Иоанна Крестителя с утренней звездой, ведь он возвестил о приходе солнца то есть Христа.
Во-вторых, это Галадриэль, утренняя звезда эльфийского народа. Герои видят юную деву с сияющими золотыми волосами в белом платье и плаще, однако в ее глазах — мудрость множества прожитых веков. Ослепительная красота хозяйки Золотого леса навсегда покоряет сурового гнома Гимли.
С тех пор, как человечество научилось осознавать себя, небо вдохновляло его. Но если гроза внушала страх перед его могуществом, то заря завораживала, ободряла и дарила надежду. «Ведь завтра уже будет другой день», как говорила Скарлетт О’Хара. Так все небесные явления стали древнейшими богами для многих народов. И до сих наша жизнь во многом зависит от них.