Найти тему
Тёмный историк

Стал бы Колчак созывать Учредительное собрание?

На мой взгляд, беда Учредительного собрания в том, что это был несколько «иной уровень» для России начала двадцатого века. С парламентаризмом у нас и сейчас, на мой взгляд, ситуация печальная.

А в начале двадцатого века было «ещё лучше»: одни жаждут углубления революции и непримиримой борьбы с «эксплуататорами», другие — готовы запретить любое развитие вообще, уведя Россию опять в феодально-самодержавное прошлое. Добавить ещё к этому ряд насущных вопросов (о земле, о войне, о собственности и так далее), огромную многонациональную страну, военное положение и перспективу Гражданской войны. В крестьянской полуграмотной стране, где веками власть передавалась от одного «помазанника» к другому.

Да и вообще, зачем решать вопросы путем дискуссий и дебатов, если есть револьверы и «уставший караул»? Отряд матросов, распустивших Учредительное собрание.
Да и вообще, зачем решать вопросы путем дискуссий и дебатов, если есть револьверы и «уставший караул»? Отряд матросов, распустивших Учредительное собрание.

В Учредительное собрание попали «слишком разные люди», чтобы договориться (судите сами, среди состава Собрания: Керенский, Дутов, Петлюра, Каледин, Авксентьев, Дыбенко, Ворошилов). Для левых радикалов, какими были большевики, Учредилка была «оплотом контры». Для сторонников правой военной диктатуры, какими были многие белогвардейцы, Учредилка, несомненно, была «оплотом леваков-интернационалистов». А до демократии ещё как-то особо не доросли.

Большинство голосов в силу тогдашней российской специфики получили эсеры. Большевики на пути к неограниченной власти разогнали и запретили постепенно вообще всех, даже левых эсеров. Но ведь и белые не собирались терпеть «левое засилье». А для правого офицерства даже эсеровщина уже была «нежелательным явлением».

И А.В. Колчак, придя к власти, довольно быстро расставил «точки над i». Для него Учредительное собрание тоже было «сборищем леваков». В «Обращении к населению» Верховный правитель говорил о «победе над большевиками», о восстановлении порядка, о том, что «не пойдет по пути партийности». Ни про какое Учредительное собрание в этом тексте не говорится.

С другой стороны, совсем «положить» на идеи демократической республики тоже было нельзя: на «либерализации» страны настаивали державы Антанты.
С другой стороны, совсем «положить» на идеи демократической республики тоже было нельзя: на «либерализации» страны настаивали державы Антанты.

Чуть позднее А.В. Колчак очень четко и ярко выразил свое отношение к Учредительному собранию, в беседе с представителями печати:

«Я избегаю называть Национальное Собрание Учредительным Собранием, так как последнее слово слишком скомпрометировано. Опыт созыва Учредительного Собрания, собранного в дни развала страны, дал слишком односторонний партийный состав. Вместо Учредительного Собрания собралось партийное, которое запело «Интернационал» и было разогнано матросом. Повторение такого опыта недопустимо...» (с) Г.К. Гинс. Сибирь, союзники и Колчак.

То бишь для Колчака было допустимо только Национальное собрание. Скорее всего, оно носило бы консервативно-либеральный оттенок, левым партиям туда был бы вход заказан. Хотя, возможно, пустили бы умеренно левых, каких-нибудь отдельных меньшевиков или правых эсеров. Отчасти это доказывает государственный аппарат Колчака, в котором осталось достаточно деятелей от Комуча и прочих антибольшевистских правительств 1918 года.

При Колчаке некоторое время работала специальная комиссия по «Национальному Учредительному собранию». Предполагалось в будущем допустить на выборы всех граждан старше 25 лет, кроме «сторонников большевизма» и военных (армия — вне политики).

Фотография единственного заседания «Учредилки».
Фотография единственного заседания «Учредилки».

Обеспечивать безопасность Собрания должны были элитные части белогвардейских формирований, типа национальной гвардии. Но это все были проекты, не получившие практического развития, не до этого белым было.

Сам же Адмирал Колчак повторил свое мнение буквально «перед расстрелом», на допросе в Иркутске. Более того, разгон «левой Учредилки» он даже поставил большевикам в заслугу. В общем, для многих белых Учредительное собрание вовсе не было тем, за что стоит бороться. В конце концов, отчасти это логично: практически все правые и монархические партии не принимали участия в голосовании конца 1917 года. Мне кажется (тут моя личная гипотеза), что Учредительное Национальное собрание при белых напоминало бы Государственные думы образца «Третьеиюньской монархии» (1907 — 1917 гг.). Парламент, но не для всех и решающий не всё...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.