Крохи поражают своим упорством и целеустремленностью. Десять минут к ряду пытаться поставить детальку на место, где априори ее быть не должно, пыхтеть-кряхтеть и упорно карабкаться на диван, до которого малышок еще на дорос.
Упорство делать одно и то же, пока не добьется результата. Быть любопытным и искать различные решения, изобретать и узнавать, много спрашивать, применять и повторять, отрабатывать знания на практике, разочаровываться, но продолжать упорно добиваться результата - вот оно, детство, и вот он, настоящий лидер.
Дети не занимаются самобичеванием, когда не получилось, не считают, что "жизнь кончена, я неудачник и у меня никогда не получится". Сама много раз обжигалась на том, что говорила ребенку, что так нельзя. Мне с высоты моего родительского опыта казалось, что ребенок еще слишком мал, недостаточно проворен, и да, я тоже наступала на эти грабли и говорила дочерям, что так не получится. И я искренне рада, что ребенок убеждал меня в обратном словами, а потом шел и пытался до тех пор, пока действительно не сделает это на практике. Со слезами, разочарованием, возможно через некоторую боль, но он добивается.
Наблюдая за своими детьми, я увидела, что главный секрет успеха человека и человечества в целом скрыт в наших детях. Именно в этом возрасте мы настоящие достигаторы, способные дотянуться до неба и достать звезду. В детстве нам не ведомо слово "невозможно". Весь мир наш и для нас, и мы в нем короли.
Со временем нам жестоко подрезают и обламывают крылья и мы из вольных белых лебедей превращаемся в домашнюю дичь. Особенно больно, когда ограничителем становятся родители. "Не лезь в эти дебри", "занимаешься ерундой", "пойдешь учиться на юриста - там деньги", "да там таких как ты валом навалено, кому ты там нужен" - корень зла зарыт где-то здесь...
Ну и да. Масла в огонь добавляют отношения со сверстниками: девочки не брали к себе играть, угораздило облажаться на глазах у всех, учитель пророчил будущее дворника или беспризорника. Самое то для нежной детское психики, впитывающей все как губка.
Наиважное, что родители могут сделать для своего ребенка - верить в него. Это ваше чадо, и вы способны дать ему столько сил и поддержки, сколько потребуется. Не в денежном или материальном эквиваленте, не об этом речь. Чувство эйфории настигает именно когда добиваешься желаемого сам. Но в момент упадка духом, сложностей и неудач, родитель - первый, кто заметит и поможет. И тут не важно, 5 лет малышу или 20.
Дети считывают эмоции и состояние родителей и заражаются им. Если родитель сам полон неуверенности и сомнений, боится сделать лишний шаг в сторону или прощупать неизведанную почву, то и ребенок с большей вероятностью будет опасаться всего неизведанного и незнакомого, а ведь именно там и есть развитие.
Развиваться значит осваивать области, в которых мы пока никто, и обретать знания и уверенность в них. У родителей множество страхов: за ребенка, за будущее, своих личных. И хорошо бы каждый раз прежде, чем сказать ребенку что-то угнетающее -"нет", "нельзя", "у тебя не получится" - сделать две вещи:
- поставить себя на его место и представить свой азарт и любопытство, которое безжалостно обламывают родители;
- так ли это опасно, невозможно, страшно, если родитель рядом и может контролировать и управлять степенью риска, но дать ребенку ценный опыт.
Задумавшись над этими двумя моментами я многое переосмыслила, стала иначе относиться к детским играм, шалостям и просьбам. Любопытство - двигатель прогресса и залог успеха в жизни. В отсутствие качеств лидера и исследователя, очень велик риск получить на выходе ленивую и безвольную массу, которой важно, чтобы кто-то решал за них, управлял и заботился, и, главное, говорил что, как и когда делать. Так ведь проще, и думать не надо.
Я принимаю тот факт, что дети лучше, умнее и способнее взрослых. Они действительно могут всё. Взрослые сильнее только физически, и в силу законов природы имеют над малышами авторитет.бая способность - это отработанный навык. На работе тоже люди тоже не с первого дня все знают и оперативно делают. Нужны время и знания.
Дети не боятся действовать и ошибаться, искать верный путь, проявлять изобретательность и смекалку. У взрослых два пути. Первый - передать потомству все свои страхи и сомнения, постараться сделать их похожими на себя. Но для этого нужно быть на все 100 в восторге от собственной жизни.
Либо дать малышу подконтрольно, но идти своим путем. И самому учиться у него. Направляя и обучая с высоты своего опыта. Развивать в себе детскую тягу к познанию, обретению навыков, расширению горизонтов и получать радость и удовольствие от жизни. Малыши отлично умеют наслаждаться моментом и не тратят время на причитания и обиды.
Дети приходят в семью не только чтобы научиться, но и дать новый смысл, показать новые (на самом деле просто давно забытые) наши возможности. От настроения взрослых зависит обоюдное и личное счастье каждого. Из длинной человеческой жизни в 60-90 лет дети будут с нами всего каких-то 15. И на каждом этапе их развития у родителей 3 пути: бороться, терпеть и не мешать или взаимообогощаться.
Не бывает плохих отношений потому, что "так сложилось". Отношения портятся, когда им не уделяют внимание, не культивируют и не удобряют. Взрослые умнее и опытнее, они лучше понимают и управляются со своими эмоциями, и напрямую влияют на развитие детей и отношения в семье.
Малыши многому могут научить, дают подсказки своим поведением и открытым текстом говорят, что не так и как надо. Игнорировать, запрещать и обесценивать или прислушиваться, культивировать и помогать - судьбоносное решение взрослых. Я выбираю второй путь, сложный, часто непонятный, требующий ухода от шаблонов и привычек, но самый настоящий, искренний и удивительный.