Как выглядели улицы городов буквально 15 лет назад? Около подъезда собирались эмо и слушали Tokio Hotel с телефона, не давали спать кричащие под окнами панки и пугали мрачно выглядящие готы в шипованных ошейниках.
Но потом все они куда-то исчезли, а новых субкультур будто бы и не появилось. Вместе с Ильей Стоговым разбираемся, какими были субкультуры раньше и что стало с ними теперь. А еще — вспоминаем питерские тусовки 90-х годов.
Илья Стогов — писатель, журналист и телеведущий. Автор книг про субкультуры «Революция. Роман в стиле техно», «Грешники», «Четвертая волна».
Субкультуры родились в Советском Союзе
После Второй мировой войны у людей появились время и деньги на самовыражение. В СССР было много субкультур: стиляги, хиппи, панки, рокеры, металлисты. Они возникали как форма протеста в ответ на политику советского государства: все равны, «скованы одной цепью», выделяться нельзя, а кто выделяется — тот антисоветский элемент и враг народа.
Во времена перестройки контроль со стороны государства ослаб — а очень странно противостоять системе, которая ничего не имеет против тебя. Поэтому к 90-м годам акцент в субкультурах окончательно сдвигается на желание слушать определенную музыку и принадлежать «тусовке». Особенно популярны в то время стали рейвы.
Эпатажный рейверский образ
Суровый питерский рейвер
Когда рухнул железный занавес, Питер наравне с Берлином стал «тусовочной» столицей. Этому было сразу несколько причин: недорогой город, классные модные тусовки и исторические полуразрушенные декорации — эдакая одна большая постапокалиптическая вечеринка. В город съезжались толпы людей, в том числе мировые знаменитости.
Илья Стогов: Я один раз вечером шел, думаю — выпью-ка кружку пива. Зашел в бистро — а там за одним столом сидел Брайан Ино, лучший в мире саунд-продюсер. Человек, которого Мадонна пыталась привлечь к работе, а он отказался. Он тогда здесь жил, даже квартиру купил.
За другим столом сидел Брюс Стерлинг — американский писатель, изобретатель стиля киберпанк. За третьим столом сидел Нил Теннант из группы Пет Шоп Бойс, который тоже здесь жил, а за четвертым столиком сидел я.
2007 — легендарный год в истории субкультур
В нулевые государству не было никакого дела до субкультур, но для многих подростков они все равно были возможностью сказать «я не такой как все». К 2007 году странно выглядящих молодых ребят внезапно стало много. Особенно заметными в то время были эмо — ребята с длинными челками в черно-розовой одежде.
Субкультуры стали массовыми из-за распространения интернета
В это время уже не нужно было ходить в интернет-кафе, чтобы выйти в Сеть. Компьютеры быстро появлялись в каждом доме, а у многих уже были мобильные телефоны с 3G.
Раньше, чтобы узнать о субкультуре и влиться в тусовку, нужно было заморочиться: найти где-то информацию о субкультурах → понять, какие идеи вызывают у тебя отклик → выяснить, где собираются единомышленники → сделать так, чтобы тебя приняли в тусовку.
С появлением Интернета все стало куда проще: узнал в Сети о субкультуре, нашел Вконтакте паблик «Эмо-киды Воронежа», познакомился с ребятами — готово, ты эмо-бой. А если в городе не устраивали сходок, можно было общаться с такими же «эмарями» в аське — какое-никакое погружение в коммьюнити.
2007 год был расцветом эмокора
По словам Александра Красовицкого, солиста одной из самых популярных эмо-групп Animal ДжаZ, в то время внешнее преобладало над внутренним. Для многих музыкантов качество музыки отошло на второй план — а важным были внешние проявления принадлежности к субкультуре типа длинной косой челки,черно-розовых кед и значков с черепами.
Эмо-культура формировались вокруг музыкальных групп — молодежи хотелось быть похожими на своих кумиров, носить такую же одежду и такие же прически. В тусовках появилось много «позеров» — людей, которые стали эмо просто потому, что это было эпатажно.
Почему эмо, панки и готы резко исчезли после 2007-го
Как бы банально это ни звучало, представители субкультур просто выросли
Весело быть эмо или панком, когда тебе 16-18 — свободного времени много, а сил на самовыражение и тусовки полно. Можно покрасить голову в красный цвет, поднять ирокез пивом, носить клепаный ремень и ходить по кладбищам — самовыражайся на здоровье.
В 25 неформалом быть сложнее. Но те, кто пришел в субкультуру не ради модной одежды, а ради идей и музыки, остается в ней до сих пор. Внешне они уже могут и не выделяться, но на сходки и концерты собираются.
А вот «позеры» из субкультур вышли быстро — буквально за пару лет. Поэтому примерно к 2009 году субкультуры перестали быть массовыми — все, кто был в них ради моды, нашли себе другую модную игрушку.
Рокеры мертвы? Как изменились молодежные течения сегодня
По мнению Ильи Стогова, из-за появления Интернета все приобретает новые формы — даже субкультуры. Зачем тебе офлайн-ирокез на голове, если если ты можешь взять себе ник «Ирокезистый подонок» — и ты уже реальный панк?
Сейчас никого не удивишь шипованным ошейником и черными тенями на глазах у парней
В этом уже нет никакого протеста. Каждый второй сейчас красит волосы в неестественные цвета, забивает «рукава», тянет тоннели и носит красные линзы.
Современные субкультуры можно разделить на 2 течения — те, кому важно только внешнее проявление и те, кто больше заботится об идейности. Первые очень быстротечны и постоянно меняются — в Интернете огромное количество трендов, и внимание молодежи не концентрируется на чем-то одном.
А еще вхождение в субкультуры сегодня очень фрагментарно. Ты можешь снимать Тик-Ток с аниме-косплеем, а потом смыть макияж и пойти в школу. Эмо же всегда были эмо — и дома, и на сходке, и на уроке физ-ры.
Листайте галерею, чтобы посмотреть, что из себя представляют современные субкультуры:
В Тик-Токе формируются течения, которым важны внешние проявления. В 2019 году в Сети появился феномен «электронного подростка». Его суть в создании «цифрового» образа — он существует только в Тик-Токе, а в реальной жизни блогеры выглядят как обычные люди. Девушки красят волосы особым образом — например, половину головы в розовый, а другую — в голубой. Сильно скульптурируют лицо и рисуют огромные стрелки. Парни тоже наносят макияж. Предпочитают вызывающую одежду и массивные аксессуары.
Винишки-тян — тоже субкультура, которая делает ставку на внешность. «Винишку» узнать очень просто: черные стрелки на глазах, круглые очки без диоптрий, высветленное или окрашенное в неестественный цвет каре. Из аксессуаров — томик Бродского или Кафки и бутылка вина в рюкзаке. Любят вести околофилософские (а иногда псевдоинтеллектуальные) беседы.
Кей-поперы — фанаты корейских музыкальных групп. Особой символики и специальной одежды у них нет, но они часто подражают своим кумирам. Как и эмо, их объединяет любовь к музыке — ну и к Южной Корее заодно. Вместе собираются разве что на концерты, а для чувства коммьюнити им обычно хватает интернета и тредов в твиттере.
АУЕшники — подростки, которые вдохновляются бандитской романтикой. Они проповедуют «жизнь по понятиям» — по 10 раз пересматривают «Бригаду», скупают на родительские деньги футболки с надписями «Воровскому жить и процветать вечно» и разговаривают на блатном жаргоне. «Комнатные» АУЕшники не имеют ничего общего с криминалом — это просто образ в Интернете.
Оффники — любители цепляться к сверстникам и драться. Они уже чаще выходят на улицы, а не просто постят мемы в духе «жизнь ворам». Социологи считают, что это движение сформировалось благодаря футбольным фанатам — а потом его переняли некоторые подростки, желая самоутвердиться среди сверстников. Оффники часто ввязываются в беспричинные драки — например, пристают к странно одетым ребятам и просят «пояснить за шмот».
Сегодня оффники — одна из немногих субкультур, которые больше присутствуют в реальности, чем в Интернете
.
Это, конечно, далеко не все современные субкультуры. Но уже по ним можно сделать вывод — идейность все сильнее отходит на задний план. На смену ей приходит мода и внешнее выражение. А когда за субкультурой нет идейности — ее очень скоро заменит другое, более модное течение.
А как вы думаете, субкультуры в последние годы получили новую форму или наоборот медленно умирают?