Премьера неоготического проекта о пионерах-вампирах состоялась. Мы прочитали что пишут о новом сериале критики и обычные зрители, а теперь (исключительно ради экономии вашего времени) объединяем всё это в одном материале.
О книге много говорили задолго до того, как она обрела плоть сериала. Считается, что Иванов здесь шагает по стопам Пелевина и Сорокина. С одной стороны имеем богатое стилизаторство под советскую классику, с другой — постмодернистский сюжет и комбинацию эстетики позднего СССР с вампирской темой. Впрочем, сам писатель такому сравнению не рад и в различных интервью определяет свой подход как метамодернистский. Как нибудь мы даже сделаем для вас текст об отличиях одного подхода от другого.
Писатель принимал самое деятельное участие в выборе актеров. И в отличие от сериала «Тобол» своего имени из титров в данном случае не снял. В целом по интервью создается впечатление, что работой экранизаторов он более чем доволен.
Первое, на что обращают внимание в сериале читавшие роман-первоисточник — это обилие отсылок к разнообразному западному масскульту.
Если у Алексея Иванова лагерь «Буревестник» выписан как своего рода капсула времени с тщательно выстроенным ностальгическим посланием из прошлого (воспроизведен язык, пионерские страшилки, байки и разного рода мемы детей 80-х), то у режиссера Святослава Подгаевского атмосфера олимпийского года соткана из грёз о Западе. Дети и вожатые обсуждают жвачку, джинсы, песню Дэвида Боуи и вообще иногда создается впечатление живут больше «там», чем «здесь».
Одни скажут, что во многом так оно в действительности и было. Другие усматривают в этом важное расхождение между текстом романа и сериалом.
Еще одно отличие между экранизацией и текстом состоит в расширенной предыстории протагониста — Валерки Лагунова. В сюжет сериала введена фигура его старшего брата, который уже побывал в «проклятом» пионерлагере в прошлом году и погиб. Теперь он время от времени возникает рядом и дает мальчику ценные советы. Это неплохая находка, которая делает образ главного героя глубже и наделяет его дополнительной мотивацией.
«Пищеблок» ещё на стадии производства сравнивали с культовым сериалом Netflix «Очень странные дела». Критики часто характеризуют его чуть ли не как «наш ответ братьям Дафферам».
Действительно, некоторые сходства налицо. Там и здесь история подается глазами подростков. Там и здесь детали сознательно давят на ностальгические кнопки тех, кому за 40, при этом оставляя проект интересным и для более юной аудитории. Там и тут похожее до степени смешения музыкальное сопровождение (пересмотрите сцены в третьей серии, где Валерка готовит оружие для борьбы с вампирами, а также «День Нептуна»).
Правда, подростковым сериал Подгаевского назвать не поворачивается язык. Пожалуй, для этого в нём многовато эротизма.
Разумеется, мнения зрителей поляризовались и по политическому признаку. Одним кажется, что авторы проводят параллель между вампиризмом и советской властью, несправедливо очерняя последнюю. Другим, напротив, не нравится слишком уж многочисленные ностальгические реверансы в сторону пионерии и СССР образца 1980 года.
Ностальгией в этом проекте (как книге, так и сериале) пронизано, повторяем, всё. Так что если вы помните пионерские лагеря 80-х настоятельно рекомендуем к прочтению / просмотру даже если вы не согласны с политичеcким посылом создателей и вас не заинтересует основной (вампирский) сюжет.
Кстати, вампиры в этой истории нужны, по мнению Галины Юзефович, больше для движения сюжета и сшивания воедино множества ностальгических советских деталей.
Напоследок несколько слов и о визуальной части. Рецензенты в целом согласны, что здесь она на высоте. Работу оператора Николая Богачева хвалят за разнообразие решений. Даже если не принимать во внимание компьютерную графику и любопытные монтажные сшивки посмотреть в «Пищеблоке» определённо есть на что.
Напишите, пожалуйста, в комментариях что вам понравилось и не понравилось в новом сериале.
«Пищеблок», Алексей Иванов
Ставьте лайк и подписыватесь на наш канал, чтобы получать больше материалов на похожие темы в свою Яндекс-ленту.