Найти тему

Что такое «задержка речевого развития»? Особенности детей с ОНР

Оглавление

Когда родители понимают, что ребёнок не говорит в 2-3 года или говорит, но мало, или так, что ничего непонятно. То они, конечно, обращаются к неврологу. И после осмотра невролог может записать в медицинскую карту ребёнка следующие обозначения: «Задержка речевого развития», но чаще всего – «Специфическая или неспецифическая задержка речевого развития». Обычно такие обозначения нарушений речи невролог пишет до 3х лет.

Задержка речевого развития – это нарушение хода речевого развития или замедление его темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка.

Специфическая задержка речевого развития

Специфическая задержка речевого развития происходит в результате повреждения центральной нервной системы, она характеризуется тем, что у ребёнка имеется различная неврологическая микросимптоматика. Ребёнок отстаёт в речевом и моторном развитии.

Как она проявляется? Задерживаются этапы формирования речи – первый доречевой период и период речи – это гуление (пропевание гласных звуков и заднеязычных согласных звуков, формируется с 1 до 3 месяца). И вот, например, гуление возникло до 3х месяцев, а лепет в 6-8 месяцев так и не возник, а пришёл лишь только к году – это уже признак задержки в развитии речи.

Ещё один вид проявления, если ребёнок гиперактивен или гипоактивен. Например, ребёнка не интересуют игрушки, он не останавливает на них свой взгляд, не вовлекается в игру, его не интересует предмет или общение с ним. Он хаотично бегает по комнате. Для этого ребёнка является большой трудностью освоение навыков самообслуживания: есть ложкой, пить из чашки, пробовать обуваться, пытаться снять с себя одежду и так далее. У ребёнка может нарушаться моторная функция, то есть координация движений и ручная моторика.

Особенностью специфической задержки речевого развития является родовая травма, вследствие которой необходима не только коррекция, но и лечение. Поэтому невролог – это обязательный врач для такого вида нарушений у ребёнка.

Порой требуется несколько лет для того, чтобы привести ребёнка в норму. Если мы работаем как коррекционные педагоги, и ребёнок проходит лечение, то мы надеемся, что через некоторое время он сможет прийти к норме в речевом развитии.

Если же специфическая задержка к 3 годам никак не корректируется, то здесь уже ставится речевой диагноз – «Общее недоразвитие речи или ОНР», то есть нарушение нескольких или всех структурных компонентов речевого развития.

Речь имеет 9 компонентов, это не только словарь, грамматика, звукопроизношение, но и понимание речи, связная речь, слоговая структура слова и неречевые психические функции. Общее недоразвитие речи ставится в том случае, если все 9 компонентов или большая их часть нарушена.

1 уровень – когда ребёнок не говорит вообще, это самый тяжелый случай. 2 уровень при ОНР – когда у ребёнка появляются отдельные простые слова, и он начинает объединять их в простые предложения («Мама, дай»). 3 уровень – самый лёгкий, когда у ребёнка есть развернутая речь, но она сильно нарушена, все компоненты или многие компоненты требуют коррекции. Такая речь будет неграмотная, с большим количеством нарушенных звуков, ребёнок не может правильно сказать сложное слово или произносит его по-своему. Также нарушена связная речь, ребёнок не может составить о себе рассказ или поделиться своим опытом.

ОНР – это условно обратимое нарушение, оно не всегда может быть скорректировано до нормы. Если у ребёнка речь не скорректирована в дошкольном возрасте, то в школьном возрасте (с 7 до 10 лет) ставится ОНР 4. Это значит, что общее недоразвитие речи не скорректировано до конца в дошкольном возрасте и переходит в школьный возраст, оказывая влияние на письменную речь, где будет риск развития дислалии и дисграфии.

Так как ОНР считается условно обратимым нарушением, то могут оставаться какие-либо погрешности в речи, и это риск развития неправильной письменной речи. Чем раньше мы начнём коррекцию, тем лучше для ребёнка, и тем благоприятнее будет прогноз.

-2

Неспецифическая задержка речевого развития

Неспецифическая задержка речевого развития – это замедление темпа созревания мозговых структур. Задержка протекает без неврологической микросимптоматики.

Основные проявления: у ребёнка тоже замедляются этапы формирования речи, могут быть нарушения моторной сферы – ручной, общей, мимической и артикуляторной моторики. Также на фоне этих нарушений могут быть ещё и нарушения эмоционально-волевой сферы. Это происходит по причине того, что ребёнку сложно выразить свои мысли, другие люди могут его не понимать, и из-за этого возникают эмоциональные всплески, нарушения коммуникации и поведения.

Это форма более лёгкая в коррекции, но она также требует тщательной работы и внимания. Она устраняется практически без последствий.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.