Одной из излюбленных конспирологами частей миссий «Аполлон» является сближение и стыковка на окололунной орбите взлётной ступени и командного модуля. Предлагаю краткой пройтись по этому процессу.
Сближение на окололунной орбите можно назвать одной из ключевых составляющих всей миссии, которая зависит от точности системы управления и навигации, количества топлива, которое может нести взлётная ступень, и возможность экипажа выполнять многочисленные и сложные задачи. Не меньшее значение имеют возможности наземных систем сближения и связи, без которых задача усложнилась бы в разы.
Очевидно, что сближение и стыковка на окололунной орбите — задача сложная, но выполнимая, за счёт точных расчётов. Для начала требуется запустить двигатель взлётной ступени при оптимальном значении фазового угла (угол между условными прямыми, проведёнными от командного модуля и взлётной ступени к центру Луны). Время взлёта зависит от того, где планируется сближение, что зависит от условий освещённости, в которые сейчас не будем углубляться, и сколько потребуется времени.
Как только взлётная ступень оказывается на стабильной орбите, отключается двигатель. Спустя заданное время, выполняется первый манёвр для начала концентрического сближения (CSI), после чего взлётная ступень переходит на новую эллиптическую орбиту, в апогее которой командный модуль будет иметь оптимальное высотно-фазовое соотношение над взлётной ступенью.
В апогее орбиты взлётной ступени её двигатель включается ещё раз, чтобы перейти на стабильную круговую орбиту под орбитой командного модуля (CDH), переходя к пассивному участку полёта.
В определённый момент выполняется третий манёвр (TPI), называемый «началом конечной фазы». Стандартное время перехвата составляет примерно 42 минуты (само собой, имеется погрешность).
Всё это называется «планом концентрического сближения». Именно он, к слову, использовался бы в том случае, если посадку пришлось бы экстренно прерывать. Просто был бы на один виток больше перед «началом конечной фазы».
Основными преимуществами такой схемы являются эффективный расход топлива, упрощение и стандартизация задач экипажа и, главное, достаточное количество времени для их выполнения, оптимальное использование бортовой аппаратуры и максимальная интеграция средств наземной системы связи. С его помощью можно компенсировать ошибки и обеспечить резервные процедуры сближения.
Как итог, речь о максимально точных расчётах, большую часть из которых, к слову, проводили вручную, что делает это достижение ещё более значимым для человечества. Это лишь краткое описание схемы. Подробности предлагаю обсудить в комментариях.
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.