Найти тему
Инвестируй разумно

Стоимость акций Tesla упала почти на 40%. Может уже пора брать?

От своих максимумов, достигнутых в начале 2021 года, цены на акции компании Тесла откатились почти на 40% и такое снижение обычно требует внимания, почему так произошло и нет ли здесь хорошей инвестиционной возможности купить качественную компанию подешевле.

Один из салонов Tesla
Один из салонов Tesla

Как распознать, что некая компания действительно качественная? Для этого нужно чтобы соблюдались ряд условий. Главное это у компании должен быть так называемый экономический ров. То есть выйти на рынок этой компании и отобрать долю на этом рынке для другой компании достаточно сложно.

С этой точки зрения никакого экономического рва у Тесла нет. Кто угодно может выпускать электромобили, даже Камаз планирует. В Китае уже целый ворох производителей от мала до велика и с ценами от $4400 за машину (Wuling Mini EV). Крупные автопроизводители такие как Volkswagen, Ford выкатывают на рынок вполне достойные модели и в серьезном объеме. Так что в выпуске электромобилей самих по себе нет никакой магии.

Одно время сеть суперчарджеров для быстрой зарядки машин Тесла могла бы стать таким экономическим рвом, особенно на фоне острой нехватки общедоступных зарядных станций. Но ситуация здесь стремительно меняется и ежегодно на карте появляются тысячи новых зарядных станций от множества поставщиков.

Ранее Маск много говорил о функции полного автономного вождения и что эта функция станет для владельца возможностью зарабатывать деньги. Во влажных мечтах это виделось так, что пока хозяин пьет виски на берегу океана машина ездит сама по городу наподобие такси и зарабатывает много, очень много денег. Что интересно, многие повелись на это и теперь почесывают репу, а зачем я лишние (на самом деле ни для кого не лишние) $7500 отдал, ведь гарантия уже подходит к концу, а светлого будущего для FSD (full self driving - полное автономное вождение) и роботакси так и не наступило. Глядя на многочисленные ролики с тестировщиками FSD становится очевидно, что путь еще предстоит очень долгий, если вообще преодолимый. Нет, я не вижу здесь экономического рва.

Сам Маск видит экономический ров в производстве. И здесь я мог бы с ним согласиться. Мне импонирует упрощение до предела продуктовой линейки. Выпускать миллион, а то и больше однотипных машин это снижение издержек до возможного минимума. Миллионы однотипных кресел, миллионы одинаковых электромоторов, миллионы однотипных блоков обогрева/кондиционера и так далее… А подход с отливкой алюминием под давлением основных частей машины это действительно прорыв. Это значительно упрощает производство и логистику, снижает количество сборочных роботов, приводит к повышению качества за счет радикального снижения сборочных единиц.

Машины для литья алюминия под давлением на заводе Тесла в Шанхае
Машины для литья алюминия под давлением на заводе Тесла в Шанхае

Только вот большая проблема, на мой взгляд, состоит в локации производств. Заводы находятся в США (Фримонт, Невада, Остин - автопром, Буффало – солнечные панели), Германии (Берлин) и Китае (Шанхай). Заводы в Остине и Берлине начнут работу в ближайшее время (до конца 2021 года). Так вот за исключением Шанхая, все остальные заводы чрезвычайно дорогие в плане рабочей силы. Исключительная дороговизна американского или немецкого рабочего да еще и с возможными ограничениями для работодателя платить не менее $15 в час перечеркивает преимущества оптимизации поточного производства. Только для одной смены на берлинской фабрике требуется более 10000 рабочих - это гигантские ежегодные невынужденные расходы (даже по сравнению с соседней Польшей или Чехией). Не зря Илон начал смотреть в сторону Индии и даже России – стран, где рабочая сила исключительно дешевая, но уровень профессионализма и образованности достаточно высок.

Строящийся завод в Берлине скоро начнет работу
Строящийся завод в Берлине скоро начнет работу

Можно также добавить, что применение алюминия в качестве основного металла для машины с одной стороны очень даже удобно с точки зрения производства и потребительских свойств (меньше вес-больше запас хода), но с другой это резко повышает себестоимость производства. И конечно же резкий рост цен на алюминий и медь (которой тоже полно в электромобиле) не может не отразиться на экономике производства Тесла. В последние месяцы наблюдается ползучий рост стоимости машин, а это конечно же снижение конкурентоспособности. Быстро переложить возросшие расходы на потребителя не в состоянии даже магия Маска.

Что касается стоимости компании. Стадию, при которой было возможно банкротство, Тесла уже прошла. Однозначно Тесла с нами на долгие годы вперед. О десятках миллионов машин ежегодно речь не идет из-за отсутствия широкого экономического рва. Так что скорее это будет нишевый игрок в сегменте дорогих машин наподобие Daimler или BMW с ежегодными продажами в 2-3 млн машин. Думаю, что свободный денежный поток в перспективе 3 лет возможен до $10 млрд в год. И со всеми сложностями автопрома капитализация в 15х от свободного денежного потока это примерно объективно. Так что хотя бы как-то более-менее оправданная стоимость компании, если бы мы захотели купить ее целиком что-то вроде $150 млрд ($155 за акцию). И то по этой цене можно только инициировать позицию с возможным падением и от этого в 2 раза.

Так что для меня даже после нынешнего снижения стоимости компания Тесла все еще абсурдно дорогая. Ответ на вопрос почему бы не встать в шорт в том, что я никогда ни при каких условиях не занимаюсь подобными вещами. Меня интересует купленная по хорошей цене доля в хорошем бизнесе, который растет, развивается, богатеет и делает богаче меня.

Напоминаю, что все инвестиционные решения каждый инвестор 100% обязан принимать самостоятельно и не базироваться на статьях и комментариям к статьям, а делать свой собственный разбор.