«Вот китайский берег Амура сверкает, а у нас улицы не освещаются!». «Китаю продаем электричество за копейки, а россиянин платит за свет втридорога!». «Почему в Москве киловатт стоит 6 рублей, а китайцы платят 4 цента?!».
Такими криками отчаяния диванных энергетиков практически забиты всевозможные инстаграммы и фейсбуки. Что же, давайте и мы сядем на удобный диван и попробуем разобраться, действительно ли продажа электроэнергии в Китай – удавка на шее российского потребителя.
Стоимость
Практически каждый знает, что купить грузовик огурцов одним махом можно дешевле, чем тот же грузовик, но по килограммам. Это называется опт. Привез, продал – одна цена. Привез, продал перекупщику, тот рассыпал товар в мешки, продал следующему мешками. Этот расфасовал мешки по килограмму. Следующий нарезал дольками и выложил на прилавок.
Факт! Вполне понятно, что все эти перекупщики должны отбить свои расходы – перевозка, фасовка, аренда торговых площадей, зарплата рабочим и пр. В результате цена для конечного потребителя – нас с вами – выросла вдвое, втрое и даже вдесятеро (зависит от жадности перекупщиков и их накладных расходов).
Электроэнергию в мешки не натолкаешь, но она так же «фасуется» и требует дополнительных, причем немалых, расходов. Те 500 кВ, которые выдает ГЭС, к розетке не подключишь. Прежде, чем превратиться в привычные нам 220 В, она не один раз преобразуется на подстанциях, которых от ГЭС до нашего дома мешок и маленькая тележка. Далее транспортировка. Линии и их обслуживание. Это материалы и зарплаты. Потери при передаче и преобразовании.
Кроме того, на внутренний рынок она с той же Зейской ГЭС тоже идет по низким ценам, но на оптовом рынке в тариф добавляется энергия с ТЭЦ и ГРЭС, где производство дороже, а себестоимость выше. В Китай же электроэнергия поставляется только с ГЭС. Если сравнить конечные цены для российского потребителя, то они окажутся ниже тех, которые платят китайцы. К примеру, в Приамурье российский потребитель платит 3.7 рубля за киловатт, а в том же китайском Хэйхе – 4.68 рублей.
Цена для конечного потребителя зависит и от внутренней политики конкретной страны. В Китае, к примеру, сельский житель платит несколько меньше, чем российский Приамурский крестьянин. Такая политика в Китае диктуется экономической безопасностью и ее цель – уменьшить отток населения из сел в города.
В ущерб нам?
С ценой разобрались. Кстати, она у амурчан, а именно их регион поставляет энергию в Китай, самая низкая на Дальнем Востоке. Теперь по поводу того, что электроэнергию продаем, а самим не хватает. В Приамурье три гидроэлектростанции и две тепловые, вследствие чего балансовая ситуация в Амурской энергосистеме складывается с избытком мощности.
Таким образом, мы продаем только излишки, а сами амурчане получают ровно столько, сколько необходимо. И если улицы российских городов не освещены, то уж никак не из-за нехватки электроэнергии, а из-за халатности городских чиновников. Амурский регион не только экспортирует в Китай, но и делится со своими соседними областями – Приморским и Хабаровским краем.
Три Амурские ГЭС в среднем в совокупности производят 14 миллиардов кВт-ч в год, в то время как энергопотребление Амурской области составляет 8.5 миллиардов кВт-ч в год. Так что от экспорта энергии в Китай амурчане никак не страдают.
Политика
Ну и не стоит забывать о политике. Китай – достаточно сильный партнер, который в текущей мировой обстановке может пригодиться и пригождается. Люди старшего возраста отлично помнят вьетнамские простые карандаши, которые мы покупали у Вьетнама за зерно.
А сколько мы выручали Кубу, чтобы иметь партнера под боком у США? А сколько мы брали за газ, который поставляли соседней Украине, имеющей для России стратегическое значение? И это тоже политика.
Так что никто никого не грабит, в Китай продаются только излишки, дающие прибыль. Можно, конечно, уменьшить выработку электроэнергии, но холостой сброс на ГЭС – это прямые убытки.