Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Мутный перестроечный фильм с щекотливым названием

Уже само название позднего советского фильма «Тело» намекает, что речь в нём пойдёт больше о земном и приземлённом, чем о возвышенном (а постер без всякого стеснения об этом кричит). Собственно, это зрители и видят:

запутанная молодая любовь в посёлке времён конца восьмидесятых приводит к трагическому финалу.

Конечно, в ленте, вышедшей в 1990 году, наличествуют все признаки той киноэпохи: обнажёнка, криминал, тюрьма. Ну и юные и красивые актёры.

Кадр из фильма «Тело»
Кадр из фильма «Тело»

Актуальный социальный сценарий написал Сергей Ливнев. В 1987 году он дебютировал, и очень громко дебютировал, создав сценарий для фильма «Асса». В новой работе он тоже обратился к любви, правда, перенесённой на неблагодатную почву. Сценарием заинтересовался режиссёр Никита Хубов. Хубов был уже опытным режиссёром, хотя начинал в кино как оператор.

К девяностым в активе Хубова, уже отметившего пятидесятилетие, было с десяток картин, а «Тело» стало его предпоследним фильмом.

Все роли в фильме режиссёр отдал актёрам молодым, того требовал сюжет, и неизвестным. Главных персонажей сыграли Алла Клюка, для которой фильм стал первым появлением на экране, и Максим Беляков, который чуть раньше завершил съёмки в ещё одной неоднозначной перестроечной ленте «Сэнит зон». К слову, судьбы исполнителей сложились очень по-разному:

Алла со временем стала довольно популярной артисткой и сейчас её часто снимают в кино и сериалах, а Максим ушёл из жизни в 1999 году.

Увы, так и не удалось найти информацию о том, почему оборвалась жизнь Белякова, которому пророчили яркое кинематографическое будущее. Другие роли сыграли Елена Салихова, тоже дебютантка, и Андрей Жигалкин. А в эпизодических ролях можно увидеть представителей старшего поколения: Брониславу Захарову, много лет служившую во МХАТе, и Юрия Потёмкина, мастера эпизода, который в кино сниматься начал ещё в шестидесятых.

Фильм «Тело» в какой-то степени можно счесть перенесённой сквозь века историей о Ромео и Джульетте. Правда, у героев, обитателей небольшого посёлка, в котором процветает разруха, нет никаких препятствий в виде разницы сословий, враждующих семей, данных ранее обязательств.

Препятствием служит, пожалуй, только скука, и именно она толкает без пяти минут невесту на интрижку.

Интрижку, казалось бы, безобидную, но впоследствии выливающуюся в катастрофу. В одной из прочитанных мной рецензий говорилось, что

в перестройку в советском кино зародился новый жанр — «кино ни о чём».

С одной стороны, тут с лёгкостью можно согласиться, поскольку после просмотра «Тела» возникает вопрос, зачем это вообще снимали. Но ведь с другой стороны, мало ли глупостей делают люди от безделья, скуки, невостребованности, глупостей действительно странных и даже опасных? Очень может быть, что авторы «Тела» хотели поведать как раз об этом.

Справедливости ради надо сказать, что

с точки зрения режиссёрской и операторской работы лента хороша, и это отмечали даже скептически настроенные критики и зрители.

И диалоги, и мизансцены продуманы и сделаны талантливо, но почему-то неизменно просмотр сопровождается мыслью, что и режиссёр, и оператор, и актёры могли направить энергию на нечто более интригующее, чем постоянная демонстрация грязи во всех смыслах и голых тел. Кстати, в финале зачем-то есть эпизод помывки в женской тюрьме. И опять волей-неволей рождается предположение, что

вставлен он ради моды, ради эпатажа, ради того, чтобы привлечь публику «клубничкой», пусть и подгнившей.

И насколько деликатна была исполнена сцена в бане у Станислава Ростоцкого в драме «А зори здесь тихие» (1972), настолько же беспардонна и бессмысленно физиологична сцена в «Теле».

Рекламный постер. В оригинале он без цензуры
Рекламный постер. В оригинале он без цензуры

В год выпуска картина попала на фестиваль «Золотой Дюк» в Одессе, зародившийся в 1988. Картину отметили вручением премии за мужскую роль второго плана (её получил Андрей Жигалкин) и на этом почти сразу забыли, как и многие похожие по стилю творения тех лет. Любопытно, кстати, что сыгравший главную роль Максим Беляков на фестивале сказал, что

драма «Тело» — фильм о любви и культуре отношений.

Очевидно, имея в виду особенности любви и культуры отношений конца восьмидесятых-начала девяностых, да и не всеми принимаемых даже тогда.

А как вы считаете, перестроечное кино сегодня может быть востребовано или оно уже никогда не станет актуальным?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-3

В новых выпусках:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84269872

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84174203

История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84024579