Мое плотное знакомство с этой выдающейся группой началось с вещи Cryin’ In The Rain, хотя это не их авторства вещь, а кавер-версия. Но до того как-то мимо ушей пролетало, а тут расслушала. Это был 1990 год, и мне было 13 лет.
Помню, в те годы музыкальный материал был богатейший. Зарубежный имею в виду. Наш не слушала. С новой подругой сели за одну гимназическую скамью - оказалась практически полная идентичность в музыкальных вкусах. Живо обсуждали с ней, какой год был урожайней на крутые вещи и альбомы - 1989 или 1990. Так вот значит a-ha.
Поразил кристальный голос фронтмена, волшебные синтезы, плывущий окутывающий звук. Норвегия! Край, где на камнях растут деревья! Стала представлять себе, какая же должна быть страна, породившая такие таланты. Целую россыпь хитов подарили нам сероглазые потомки викингов. Мои любимые - Forever Not Yours, Lifelines, Summer Moved On, Sun Always Shines On TV.
Много лет спустя случился поход на концерт вместе с подругой. Вышла я абсолютно ошарашенная. Концерт продемонстрировал просто эталонность поп-исполнения, особо заслуживает доброго слова невероятный диапазон и владение голосом фронтмена Мортена Харкета. Но и все остальное было на месте: волшебные звуки, плывущие как облака, скандинавская меланхолия. Перед глазами вставали прорезающие скалы узкие фьорды, ниспадающие искрящимися вуалями хрустальные водопады, свинцовое северное небо.
В 2009 году у а-ha вышел сразивший меня наповал альбом Foot Of The Mountain. Я его постоянно гоняла на репите, а вещь Shadowside могла ещё отдельно несколько раз погонять. Викинги прибыли в Москву с концертом в поддержку альбома, и я опять была там. Вышла я в полной уверенности, что наших попсунов и попсючек на такие концерты надо палкой загонять, чтобы слушали и учились. Снова волны нежной меланхолии, щемящие сердце, снова волшебные пять октав кристалла и магические синтезы, снова перед глазами облака и фьорды.
И все сбылось. Я побывала в Норвегии, увидела фьорды и водопады, ледники и скалы. И на концертах a-ha потом ещё была раза два. Или три. Или два. А уже и неважно. Важно одно - как замирает сердце при звуках этой музыки. Как плывут подобно облакам невесомые волшебные синтезы, как душу пронзает пятиоктавный хрусталь, как на глаза наворачиваются слезы. Наверно, это и есть мерило подлинного таланта.